Смотрите, кто не ушёл! A− A= A+
Цели наши ясны, задачи определены, премьер назначен. И, как сказано, раскачиваться некогда — майский указ подписан и опубликован в день инаугурации, так что читайте, думайте и находите себе место в команде. Или где-то около. Скорее всего — совсем на расстоянии, потому как места в команде считанные, а некоторые претенденты на них даже и названы.
Премьеров на переправе не меняют
Практически всё время, что Владимир Путин находится у власти, его упрекают в короткой «скамейке запасных». На первых порах спасал питерский десант, потом и он исчерпался. С социальными лифтами пока не очень ладится, зато в ходу откровенный непотизм: да и как не порадеть родному человечку? В результате образовался кадровый дефицит вообще и начальников в частности, а расшить узкое место должна вроде программа, призванная выделить молодых лидеров России. Однако она сделала лишь первые шаги, и поэтому приходится лепить руководство «из того, что было»…
Ладно, это всё в принципе. А у нас в центре внимания – формирование нового кабинета. Персона председателя правительства – не сюрприз, ситуация стала ясной сразу после победного отчёта в Госдуме. Хотя доморощенные авгуры предсказывали место премьера, например, Алексею Кудрину, явно засидевшемуся на общественной работе. Собственно, другие кандидаты всерьёз в обществе и не рассматривались. Не повышать же в должности Сергея Шойгу, у которого, как известно, всё получается?
Логику президента понять нетрудно. Задачи, изложенные в майском указе 2.0, настолько амбициозны (чего стоит только намерение выйти на пятое место в экономике, при нашем условном росте), что создавать для их решения новую команду – эксперимент, близкий к авантюре. И премьер в данном случае – лучше испытанный, достоинства и недостатки которого предсказуемы и исправимы. Сказано же, что коней на переправе не меняют. А премьеров – тем более.
Хотя… Вспомним «переправу» 1998-го, когда бремя ответственности приняли на свои немолодые плечи Примаков, Маслюков и Геращенко. Вот уж была смена – так смена. Однако в 2018-м то ли духу у президента не хватило на более радикальное (и, кстати, ожидаемое обществом) решение, то ли не нашлось людей, способных на такой же рывок, какой сделала «могучая тройка» два десятка лет назад.
Но что сделано – то сделано. Тем более что в упрёк Дмитрию Медведеву ничего серьёзного не поставишь. Разве что рыхловатую энергетику, тогда как все мы ждём от правительства последнего путинского срока того самого прорыва, о котором президент говорил в своём послании и которое так легло на душу тем, кто устал от застоявшейся стабильности. Сумеет ли правительство при таком премьере сразу взять нужный темп (вспомните: «времени на раскачку у нас нет»), Бог весть…
С другой стороны, надо ожидать, что президент несколько сменит акценты в своей работе, сместив их на внутреннюю политику и экономику, благо, что от внешнего мира ничего хорошего ждать не приходится. А у него, президента, энергетики на троих хватит. Правда, на весь кабинет министров – едва ли. Хотя и нынешний кабинет не из «пешек» состоит, есть в нём яркие фигуры.
От перемены мест слагаемых…
Во время предварительных консультаций с парламентскими фракциями Дмитрий Медведев озвучил свои планы по поводу замов, которые не так удивили, как озадачили. По утечкам в прессу ясно, что уйдут Игорь Шувалов, Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович. Из прежних замов останется Дмитрий Козак, но теперь с другой сферой ответственности, теперь на нём – энергетика и промышленность.
Выбор персоны на должность первого зама симптоматичен – Антон Силуанов, с сохранением минфиновского кресла. С одной стороны, решение кажется логичным («всюду деньги, господа»), с другой, этот министр, как и его предшественник, далеко не всех устраивает. Тот же «бухгалтерский» склад, та же ставка на западные финансы и безграничная, судя по всему, вера в порядочность американцев, когда речь идёт о наших зарубежных авуарах.
А минфиновская «жадность» – это, пожалуй, в плюс. Министры финансов отличаются прижимистостью во все времена и во всех странах. Стремление сохранить и пополнить государственную казну естественно. Вот только набор методов – непонятен, поскольку основное их содержание: выдавить из рядового налогоплательщика как можно больше. Даже в кризисное время, когда все так называемые развитые страны ввели налоговое послабление, наши денежные власти только усиливали фискальный пресс. Из той же оперы – маниакальное стремление повысить пенсионный возраст (Кудрин высказался простодушно и двусмысленно: сократить число пенсионеров). Без малейшего понимания, чем занять несостоявшихся пенсионеров, если и сейчас на предприятиях и в организациях практически не рассматриваются кандидаты «за сорок».
Логичным видится назначение на роль зама, курирующего агропромышленный сектор, Алексея Гордеева – кто следил за его передвижениями в исполнительной власти, наверняка вспомнит успешную работу министром сельского хозяйства и губернаторство в Воронежской области, завершившееся переходом на должность полпреда президента в ЦФО. Эксперты считают, что именно заложенная им в министерскую пору база дала возможность продвинуть агропром на нынешние позиции. Нет сомнений, что связка Гордеев – Ткачёв вполне продуктивна и даст эффект.
Не берусь судить (хотя скудная информация из неопознанных источников просачивается), в чём причина замены Дмитрия Рогозина, но скорее всего, Юрий Борисов окажется на своём месте. Собственно, предстоит ему заниматься тем же, чем в Минобороны, просто в больших масштабах и с большей ответственностью.
Дальше начинаются как бы сюрпризы, главный из которых – предложение Виталия Мутко на позицию зампреда, ответственного за строительство. Доброхоты как-то связывают грядущее назначение с его участием в подготовке сочинской олимпиады, но я, грешным делом, этой связи не вижу. И так же, как многие, не понимаю, почему нужно сохранять в правительстве, да ещё на таком сложнейшем направлении, персону, ничем не проявившую себя не только в строительстве, но, честно говоря, и в организации спорта и туризма. Разве только допинговым скандалом…
В новом правительстве (боюсь, точнее сказать в «новом-старом») ещё много знакомых лиц. Непонятно пока, как там будет с министрами. Любители прогнозов называют самые разные имена потенциальных отставников, но впечатление такое, что это те, кто активно не нравится самим авторам предсказаний.
Другое дело, что у ряда кандидатов на места в кабинете меняется функционал. Это, кстати, напоминает практику советского времени, когда после начальника банно-прачечного комбината можно было запросто оказаться в кресле директора дома культуры. Над подобными казусами уже вдоволь посмеялись наши комедиографы, но вообще-то перестановки с изменением сферы ответственности (на мой взгляд, лучше всё-таки не слишком кардинальной) могут быть и весьма полезными. Скажем, Татьяна Голикова в роли куратора социальной сферы точно найдёт применение своему опыту руководителя Счётной палаты. А вот кто придёт ей на смену?
Сумеет ли Кудрин считать?
Поиски нового руководителя Счётной палаты – едва ли не главная интрига сегодняшнего дня. Кого только не называли в качестве кандидатов – каждая депутатская фракция сочла необходимым выдвинуть своего человека. Отличились единороссы, предложившие эту должность бывшему (и, скажем прямо, опальному) министру финансов Алексею Кудрину. По сравнению с премьерской должностью, на которую единомышленники его «сватали», это, конечно, понижение планки. Но на фоне нынешней общественной работы в лоне Центра стратегических разработок – вакансия более чем серьёзная и почётная. Хотя, с одной стороны, работа сильно хлопотная, с другой – диаметрально противоположная той, что занимался Кудрин, будучи министром. Тогда он планировал бюджет, сейчас же ему (в случае назначения) предстоит проверять его исполнение на всех уровнях.
Можно много, причём в противоположных направлениях, обсуждать мотивы правящей партии, побудившие её предложить весьма непростую должность именно Кудрину. Но, как мне кажется, решение логичное. Профессиональные качества экс-министра финансов сомнению не подлежат. Другое дело, что концептуально, политически с выбранным курсом он не очень вяжется. Счётная палата – то место, где его профессионализм очень к месту, а политические воззрения на эту работу вряд ли смогут повлиять.
Кадры на вырост
И всё-таки насчёт короткой «скамейки запасных» – упрёк правильный. За три срока президентства и один премьерский путинская команда пополнялась новыми лицами очень скудно. Предпринимаемая сейчас перетасовка колоды в целом картины не меняет – если люди за восемнадцать лет не смогли решиться на необходимые реформы, трудно ждать от них кардинальных шагов, без которых тот самый рывок не состоится. Ужасно, если взамен реформ мы увидим опять новые структуры, в болоте которых тонет большинство инициатив.
И всё-таки место оптимизму остаётся. Во-первых, потому, что прошедшие годы были вовсе не бесплодными – и было бы бессовестным утверждать обратное. Во-вторых, программа «Лидеры России» уже дала первые результаты, и нет оснований сомневаться в том, что работа в этом направлении будет продолжаться. Наконец, в-третьих… ну, что такое мы – без исторического оптимизма, который спасал страну в самые тяжелые времена?
Да, открытым остаётся самый болезненный вопрос – о финансово-экономическим блоке. То есть кадрами-то его закрыли – все главные персонажи остались на месте (непонятно, что будет с Минэкономразвития и его главой). Но вот насколько эти кадры (включая Эльвиру Набиуллину, о которой в контексте формирования правительства, естественно, не говорится) способны выполнить амбициозные задачи майского указа, непонятно. Совсем непонятно. Остаётся надеяться, что где-то в недрах кадровых программ вызревают кадры на вырост и в этой сфере. Вообще-то дискуссия вокруг финансово-экономического блока затянулась, однако не похоже, что новые-старые назначения её остановят.