Брак по расчету A− A= A+
Объединение крупнейших банков идет полным ходом. Росбанк становится филиалом Т-Банка.
В 2024 году процесс консолидации российской банковской системы ускорился. Банк ВТБ поставил жесткие сроки поглощения банков своей группы. В ближайших планах – завершение присоединения банка «Открытие». Присоединение к ВТБ банка РНКБ, который занимает 80% банковского рынка Крыма, должно завершиться в 2025 году. Закончится консолидация группы в 2026 году после присоединения к ВТБ Почта банка.
А в сентябре стало ясно, какую схему объединения выбрали владельцы Росбанка и Т-Банка, который ранее назывался банком «Тинькофф». Акционерами был выбран вариант присоединения Росбанка к Т-Банку в качестве филиала. В этом случае после окончания процесса банковская лицензия Росбанка будет аннулирована.
Напомню, о каких банках идет речь и какое место они занимают в банковской системе страны. Росбанк – крупный универсальный банк, который до начала процесса объединения предоставлял все виды банковских услуг. Ключевые направления деятельности – розничный бизнес, в том числе – ипотека и автокредиты, обслуживание корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, а также private banking.
Длительное время Росбанк принадлежал французской банковской группе Societe Generale, являясь одним из крупнейших дочерних инобанков на российском рынке. В мае 2022 года банк был выкуплен компанией «Интеррос» Владимира Потанина.
На 1 сентября 2024 года объем активов Росбанка по данным Банки.Ру составлял 2,1 трлн. рублей, банк занимает по этому параметру 11 место в России. Собственные средства – капитал банка составлял 238 млрд. рублей. Кредитный портфель банка составлял 1,5 трлн. рублей (10 место), объем вкладов физлиц – 430 млрд. рублей (9 место), средства предприятий – 657 млрд. рублей (11 место). Банк по данным Центробанка сейчас имеет головной офис в Москве, 10 филиалов и 72 допофиса в крупных городах страны. Банк обслуживает около 2 миллионов частных клиентов и около 100 тысяч клиентов компаний.
Т-Банк – крупный банк, сделавший основной упор в работе на дистанционное обслуживание клиентов, прежде всего – на привлечение частных вкладов, выдачу кредитов наличными и оформление кредитных карт. В последнее время банк активно наращивал присутствие в сегменте работы с малым и средним бизнесом. В апреле 2022 года контрольный пакет банка был выкуплен у его основателя компанией «Интеррос» Владимира Потанина.
На 1 сентября 2024 года объем активов банка составлял 2,9 трлн. рублей (10 место в России), капитал – 258 млрд. рублей. Кредитный портфель банка составлял 1,1 трлн. рублей (11 место), объем вкладов физлиц – 1,7 трлн. рублей (5 место), объем средств предприятий – 194 млрд. рублей (22 место). Банк по данным Центробанка имеет головной офис в Москве и 15 допофисов в крупных городах.
Предсказать, какие места займет в рейтингах Т-Банк после присоединения Росбанка достаточно сложно, так как размер кредитного портфеля или объем вкладов нельзя сейчас получить простым сложением. Но уже понятно, что после объединения Т-Банк становится одним из крупнейших частных банков страны, а его бумаги станут одними из наиболее интересных на российском фондовом рынке.
О деталях объединения банков рассказал глава Т-Банка Станислав Близнюк. По словам топ-менеджера, Т-Банк сейчас имеет 45 миллионов клиентов. Но сотрудники и IT-системы компании готовы поддерживать до 100 миллионов клиентов и вдвое больший кредитный портфель. Дальнейший быстрый рост объемов бизнеса банка сейчас сдерживает его размер капитала.
После присоединения Росбанка капитал Т-Банка удвоится. Это позволит не только нарастить объемы бизнеса, но и усилит направления автокредитования, работы с крупным корпоративным бизнесом и ВИП-клиентами. Кроме того, объединение двух банков на одной IT-платформе для частных клиентов позволит оптимизировать 50% операционных расходов без ущерба качеству сервиса.
По словам Близнюка, процесс интеграции Росбанка планируется завершить уже в 1-м квартале 2025 года. Объединенный банк сфокусируется на онлайн-обслуживании клиентов. Для этого планируется расширить сеть банкоматов до 10 тысяч устройств. Часть офисов Росбанка сохранится для работы с корпоративными клиентами и ВИП-клиентами банка.
Выглядит все это весьма интересно и многообещающе. Но что же на самом деле ждет в процессе объединения клиентов и сотрудников банков?
Клиентов и сотрудников Т-Банка, скорее всего, не ждут неприятные неожиданности. Скорее наоборот – им станут доступны новые виды банковских продуктов, в которых был успешен Росбанк. Это не только автокредиты и ипотека, но и услуги для частных ВИП-клиентов, в том числе – и в отделениях, ранее принадлежавших Росбанку. Т-Банк также повысит свои компетенции в обслуживании крупных российских компаний. Дополнительный полученный капитал позволит Т-Банку активнее наращивать кредитный портфель как частным лицам, так и предприятиям.
Для клиентов Росбанка ситуация может быть менее радостной. Да, им станут доступны более современные и удобные IT-сервисы Т-Банка, а также его обширная сеть банкоматов. Однако сокращение числа отделений и ставка на работу с клиентами через системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) может понравиться далеко не всем руководителям компаний и частным клиентам. Любой, у кого возникали проблемы с банками, знает, что в отделении их решать обычно проще и быстрее, чем через системы ДБО. Сокращение числа офисов Росбанка уже идет достаточно активно. В декабре 2023 года у Росбанка было 210 работающих допофиса, а сейчас – уже 72. Очевидно, что далеко не все офисы приносили хорошую прибыль. Но для клиентов нередко важен сам факт наличия такого офиса в родном городе или области, а не то, насколько выгодно банку этот офис содержать. Положительный момент в том, что часть офисов Росбанка все же останется.
Частные клиенты Росбанка могут обнаружить, что их когда-то привычные банковские продукты исчезли из продуктовой линейки объединенного банка. По информации СМИ, топ-менеджмент Т-Банка еще минувшей весной заявил во время внутреннего совещания, что от приносящих низкую прибыль банковских продуктов Росбанка, возможно, придется отказаться.
Интеграция настолько различных в плане корпоративной культуры банков вряд ли может пройти абсолютно гладко для их сотрудников. Для части сотрудников Росбанка карьера в объединенном Т-Банке может быть многообещающей, особенно для IT-сотрудников. Но некоторые сотрудники розничного блока Росбанка по информации СМИ начали покидать банк еще минувшей весной. Очевидно, что в тех направлениях бизнеса, которые были хорошо развиты в Т-Банке, сокращения сотрудников Росбанка были неминуемы.
О том, что объединение двух еще относительно недавно независимых частных банков в один снижает конкуренцию в банковском секторе не стоит и говорить – это понятно даже человеку, весьма далекому от сферы финансов. А снижение конкуренции редко приводит к улучшению условий обслуживания для банковских клиентов.
Я уже не раз писал, что чем сильнее конкретный клиент зависит от своего банка, тем больше рисков его может поджидать при поглощении его банка банком более крупным. Крупные компании обычно лучше других клиентов защищены от возможных проблем, так как используют продукты нескольких банков одновременно. Малые и средние компании в этом плане защищены хуже, так как сильнее зависят от своего основного банка.
Частные клиенты, которые пользуются в банках стандартными банковскими продуктами, обычно не сильно страдают при поглощении их банка банком более крупным. Хотя и им, возможно, придется привыкать к новой для них продуктовой линейке объединенного банка или к новому виду систем ДБО.
Практика показывает, что объединение крупных банков – это всегда сложный процесс. И без потери части клиентов редко удается его провести. Хотя каждое такое объединение по-своему уникально. И его влияние на клиентов и сотрудников будет зависеть от множества труднопредсказуемых факторов.