Деньги есть, держитесь! A− A= A+
Финансовый блок правительства претерпел серьезные изменения. Что ждет бизнесменов, финансистов и инвесторов.
В новый 2020 год мы все неожиданно вошли не только с личными планами и надеждами, но и с новым российским правительством. Давно уже ставшее символом стабильности, а для злых языков – даже застоя правительство Дмитрия Медведева сменило правительство Михаила Мишустина. И уже можно утверждать, что для финансового рынка России это будет одним из самых важных событий в 2020 году.
Напомню, что важнейшим достижением в экономике ушедшего в отставку правительства стала макроэкономическая стабилизация после кризиса 2014 года и введения международных санкций. Правительство неукоснительно соблюдало бюджетное правило, направляя полученные доходы от подорожавшей нефти в Фонд национального благосостояния и создавая запас на период возможных низких цен на продукты российского экспорта. Такая бюджетная политика сделала российский финансовый рынок весьма привлекательным для зарубежных инвесторов, несмотря на регулярно вводимые международные финансовые санкции.
Играл в одной команде с правительством Медведева и Центробанк под руководством Эльвиры Набиуллиной. Жесткая денежно-кредитная политика мегарегулятора и поддержание высоких ставок на финансовом рынке позволили снизить инфляцию до ранее невиданных в России значений.
Однако эти достижения имели и обратную сторону. Девальвация рубля привела к падению уровня жизни россиян, строгое выполнение бюджетного правила способствовало занижению курса рубля, а макроэкономическая стабильность сопровождалась жесткой экономией бюджетных средств и затяжным падением реальных доходов россиян. Российская экономика длительное время росла темпами вдвое медленнее среднемировых. Осуществленные без учета российских реалий заморозка обязательных пенсионных накоплений, повышение пенсионного возраста и повышение НДС с 18% до 20% усугубили имеющиеся проблемы. Ужесточение банковского надзора привело к массовому банкротству частных банков и увеличению доли государства на банковском рынке до 80%.
Кроме того, огромные расходы государства на осуществление крупных нацпроектов не всегда тратились эффективно, уровень коррупции в стране не снижался, а рост доли государства в экономике и падение доходов россиян больно ударили по частному бизнесу. Думаю, все это сыграло свою роль в принятии решения о необходимости кадрового обновления правительства.
Новое правительство возглавил экс-глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Сложилось впечатление, что он узнал о своей новой должности совсем незадолго до назначения. Соответственно, ему потребуется время, чтобы обдумать действия в принципиально новой для себя должности и предложить свою программу действий.
Тут опыт и достижения Мишустина на прошлом месте – увеличение собираемости налогов и внедрение автоматизированных систем с целью повышения эффективности работы Федеральной налоговой службы пригодятся лишь отчасти. Ведь теперь нужно будет управлять не только и не столько сбором налогов, сколько их тратами. И следить, чтобы расходы бюджета осуществлялись эффективно, а уровень коррупции был бы как можно ниже.
Даже при наличии большого желания из успешного собирателя налогов стать не менее успешным инвестором бюджетных средств явно будет нелегко. Кстати, задача формирования инвестклимата в стране тоже во многом зависит от работы руководителя правительства.
Кроме того, Михаил Мишустин как глава правительства будет иметь, возможно, несколько меньше полномочий, чем имел до него Дмитрий Медведев. Например, основные направления социально-экономического развития будет определять новый орган – Госсовет, закон о котором еще только готовится.
Первые шаги Мишустина, заявившего в Госдуме о неизменности пенсионной реформы и нежелательности введения пропорционального НДФЛ, свидетельствуют, что быстрых и мощных перемен нам ждать не стоит. Скорее всего, преемственность в работе нового правительства будет гораздо больше, чем сейчас принято думать.
Андрей Белоусов, назначенный первым вице-премьером нового правительства, давно и хорошо известен в России как специалист, обладающий ясной и цельной системой взглядов на роль государства в экономике. Считают, что само появление в России крупных госпроектов – именно его идея. Теперь Андрею Белоусову выпала возможность лично курировать осуществление нацпроектов и проконтролировать их финансирование и исполнение. Назначение Андрея Белоусова может служить знаком предстоящих перемен, в том числе и в работе финансового блока правительства.
Антон Силуанов, ранее совмещавший посты первого вице-премьера и министра финансов, теперь занимает пост только министра финансов. Возможно, его политика жесткой бюджетной экономии была признана уже не соответствующей сегодняшним реалиям. Впрочем, должность министра финансов как раз и предполагает проведение такой политики. В этом плане преемственность в правительстве сохраняется.
На место министра экономразвития Максима Орешкина, который пробыл на своей должности не столь уж долго, пришел бывший заместитель мэра Москвы по экономике и губернатор Пермской области Максим Решетников, не имевший ранее опыта работы в федеральном правительстве. Он хорошо известен москвичам не только своей положительной активностью, но и неоднозначной политикой в отношении малого бизнеса.
Не забываем, что Центробанком по-прежнему руководит Эльвира Набиуллина, а ее политика в отношении финансового рынка нам уже хорошо известна и вряд ли претерпит серьезные изменения.
На мой взгляд, России сейчас для развития экономики остро необходимы масштабные реформы, своего рода новая экономическая политика. В нее могли бы войти снижение налоговой нагрузки на бизнес, судебная реформа, повышение защиты прав собственности и инвестиций, стимулирование частной инициативы россиян, поддержка микро и малого бизнеса, в том числе через льготное налогообложение. Во всех ведущих странах мира малый и средний бизнес составляют значительную долю экономики. России об этом пока приходится только мечтать.
Для роста экономики необходимо также смягчение подходов Центробанка к оценке качества корпоративных кредитов и кредитов малому и среднему бизнесу. Не обойтись без активного развития частных банков и конкуренции за клиента как среди банков, так и среди других компаний финансового сектора.
Дадим новому правительству хотя бы один год. Уже за этот срок станет понятно, изменится ли что-либо принципиально в экономике и финансовой сфере страны.
Что касается краткосрочного эффекта от смены правительства, то рынки отреагировали на него довольно спокойно. И вряд ли этому следует сильно радоваться. Скорее всего, высокая неопределенность и риск уже заложены в цену российских финансовых инструментов. Впрочем, хорошие цены на продукты российского экспорта и отсутствие серьезных международных санкций в последнее время прибавили оптимизма многим участникам российского финансового рынка.
Что касается конкретных компаний, то очевидные выгодоприобретатели от уже объявленных мер – сетевые компании, которые торгуют продуктами и товарами первой необходимости, а также производители лекарств, медпрепаратов и медтехники. Именно им достанется львиная доля заявленного роста зарплат, пособий, пенсий и прочих государственных выплат.
Выиграет и строительная отрасль со связанными с ней компаниями. Ведь использование материнского капитала как первоначального взноса при покупке жилья в ипотеку – одно из самых популярных. Крупнейшие госбанки – Сбербанк и ВТБ также выиграют от увеличения государственных расходов, ведь основной поток денег будет идти россиянам через счета именно в этих банках. Хорошие перспективы роста традиционно имеют и компании, участвующие в осуществлении нацпроектов.
Однако это никак не отменяет тот факт, что в долгосрочной перспективе у нас пока все далеко не столь хорошо, как бы хотелось. Рост экономики вдвое медленнее среднемирового, реальные доходы россиян за пределами Москвы и Петербурга не растут уже несколько лет подряд, люди все глубже залезают в банковские кредиты, чтобы сохранить докризисный уровень потребления. Все эти серьезные проблемы и придется решать правительству Михаила Мишустина в ближайшие годы.