Деньги в кино A− A= A+
Ирина ФЕДОРКОВА
Хранитель "Музея денег"
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей психологии и истории психологии МосГУ
«Деньги — это зло». Как часто мы слышим эту расхожую фразу, не задумываясь об абсурдности ее звучания. Деньги сами по себе не могут быть ни добром ни злом, они лишь выступают индикатором человеческих поступков, отражают жизненные ценности человека. Они могут стать мотивом и орудием совершения преступления, средством тщеславного накопительства, а также актом проявления теплой заботы, милосердия и доброты. Важно — кто и с какой целью распоряжается ими.
В отечественном кинематографе есть фильмы, в которых деньги определяют сюжетную линию. Не претендуя на всеобъемлющий анализ, постараюсь охарактеризовать роль денег, обозначенную в фильмах разных лет. В каждом из этих фильмов проступают черты времени: мы видим, какие ценности поощрялись и какие отвергались в нашем обществе.
В фильмах 1960-х годов отражена идея — деньги как итог труда и возможность поделиться с ближним заработанными средствами. Мы видим, какая метаморфоза происходит с главным героем фильма «Карьера Димы Горина».
В начале фильма успешный служащий честно работает в сберкассе, мечтает о повышении в должности и практически получает его... Но деньги, ошибочно отданные на зарплату бригады строителей ЛЭП, заставляют его поехать на север страны. Итак, первая роль денег в этой истории — отправить героя туда, где он обретет смысл жизни. Второй раз деньги появляются в фильме, когда все члены бригады собирают деньги на пеленки для сына, родившегося в семье одного из рабочих. Дима не вносит свою лепту, он спрашивает: «А что, я тоже должен?» Его не стыдят, не увещевают, но робко протянутых денег не берут. Именно в тот момент происходит переворот в сознании Димы, который в финале фильма предстает перед нами как человек, способный позаботиться о других.
В фильме «Берегись автомобиля» деньги выступают как средство накопления капитала ради собственного потребления (со стороны дельцов и взяточников) и как возможность сделать добро нуждающимся, но за счет воров (со стороны героя фильма).
Юрий Деточкин «виноват и не виноват», как сказал следователь Подберезовиков: виноват, потому что совершал кражи, не виноват, потому что себе денег не брал. За преступление Деточкина наказывают, но его поступок заставляет людей задуматься о многом. Таким образом, главная идея фильмов этого периода — научиться отдавать, но отдавать свое, заработанное, а не чужое, даже если оно добыто по принципу Робин Гуда.
В фильмах 1970-х годов деньги как итог труда уходят на второй план, но продолжает реализовываться тема — помочь нуждающемуся даже с риском для себя. В прекрасном фильме, снятом по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», учительница старается помочь своему голодающему ученику, но поскольку он не соглашается принимать от нее продукты, придумывает хитрость: играет с мальчиком, специально проигрывая ему, чтобы ребенок мог взять монеты себе и купить на них продукты. За это она была уволена из школы, но у кого возникнет мысль осудить ее действия? Такие фильмы оживляют умы и сердца, а такие деньги приобретают характер тихого и трепетного милосердия.
В другом фильме этого периода — «Старики-разбойники» — героиня Ольги Аросевой, инкассатор, отдает сумку с деньгами милиционеру, которому грозит увольнение на пенсию. Он должен «раскрыть» преступление и вернуть деньги государству. По сути, она совершает должностное преступление, но безграничное доверие к другу не заставляет ее сомневаться, что деньги будут возвращены. В свою очередь герой Юрия Никулина, у которого украли эти деньги, продает все свое имущество, чтобы возместить ущерб. Здесь деньги выступаюткак выражение доверия и стремления это доверие оправдать...
В начале 1980-х появляются уже серьезные элементы трагичности, связанные с темой денег в кино, как первые предвестники лихих 1990-х. Очень сильный по накалу и глубине фильм «Мираж», один из первых наших боевиков, потряс сознание зрителей. Трагедия нереализованности, безысходности и потеря смысла жизни приводит героев к решению ограбить инкассаторскую машину и, получив деньги, осуществить свои мечты. Этот фильм блестяще показал, что одно преступление влечет за собой другое, более тяжкое, и отменяет возврат к нормальной жизни. Боль от осознания трагедии усиливается теплыми чувствами, которые возникают по отношению к влюбленным, которые погибают, не осуществив своей мечты. Главная роль денег заложена в названии фильма — деньгикак мираж, как иллюзия счастья.
В конце 1980-х деньги уже начинают выступать как символ криминальной власти, что хорошо показано в фильме «Воры в законе». Создатели его остро ощутили проблемы, зарождающиеся в обществе.
Но механизм реформ в стране уже был заведен, и лихие 1990-е закрутили всю страну в вихре мафиозных разборок, рэкета, заказных убийств и кражи детей. В этот период роли денег соответствуют эпитеты «грязные», «бешеные», «кровавые», они выступаюткак возможность обогатиться за счет других любыми средствами.
Несмотря на все трудности ситуации, люди во все времена думают о любви, стремятся к ней. Эта тема никогда не сойдет с телевизионных экранов, особенно тема любви мужчины и женщины. В фильмах 1990-х годов тема любви вплетается в криминальные сюжеты, влюбленные проходят испытания, чудом ускользают из рук бандитов, выживают и остаются вдвоем и... с чемоданом денег. Вот идеал счастливой жизни, который транслировался с экранов, и здесь деньги выступили как символ безграничного потребления радостей жизни. Все сразу и сейчас! Еще долго из сознания подрастающего поколения мы будем убирать сорные ростки этих идей, заложенных подобными фильмами. Да и уберем ли в ближайшее время? Вот так «расцветает» идея взять у других и оставить себе.
В начале нового тысячелетия криминальные авторитеты уже не столь страшны, поэтому их начинают показывать в несколько комичном виде. Например, в фильме «День денег» криминальные деньги попадают в руки алкоголиков, и начинается путешествие банкнот в пространстве. Герой Михаила Полицеймако предлагает «помогать тем, кого нужно спасать, — и сами спасемся». В итоге «осчастливить» им никого не удалось, вероятно, потому, что не знали, где искать истинно нуждающихся, и они делают потрясающий вывод: «Перестаем заботиться о других и сами станем богатыми и счастливыми». В финале фильма хозяин денег находится, и незадачливые друзья отдают ему чемоданчик со словами: «Возьмите, натерпелись мы через эти деньги». Казалось бы, прекрасный финал с пониманием, что большие деньги, если не знать как ими правильно распоряжаться, приносят только проблемы... Но нет, последнюю точку поставил хозяин денег, отдав их щедрой рукой на устроение праздника для всего города. В итоге финал таков: все едят, пьют, танцуют, веселятся. Вечный праздник! А уж если просмотреть фильм как целостную единицу, то его можно охарактеризовать как «жизнь от похмелья до застолья», потому что он начинается с подробного показа переживания состояния похмелья главными героями, а заканчивается всеобщим гуляньем города. Главная идея — на поверхности: идеальная жизнь — вечный праздник, веселье, получение удовольствия, а деньги — средство для создания этого праздника, и на этом празднике жизни нет места ни Диме Горину, ни Юрию Деточкину, ни учительнице французского с ее голодающим учеником.
…Итак, деньги можно добыть и использовать по-разному: заработать и поделиться с другим — или взять у других (а может быть, и самому заработать), но использовать только для себя, ради своего удовольствия. Каждый из нас делает свой выбор сам, и от него зависит, каким будет образ денег: добрым или злым.
В завершение процитирую Бернарда Шоу: «Мы не умеем пользоваться счастьем, если не насаждаем его, как не умеем пользоваться богатством, не заработав его».