ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА - Сам себе банк A− A= A+
Технологии, прежде относившиеся к области фантастики, прочно вошли в повседневную жизнь. Дистанционное обслуживание стало нормой для клиентов банков — коммуналку оплатить, деньги родным или друзьям перечислить, билет на самолёт купить уже можно даже не с домашнего компьютера, а по телефону, по дороге на работу, в пару-тройку кликов.
Но ДБО — это не только удобство для клиентов банков, а ещё и перспективный сегмент бизнеса для самих финансовых институтов, особенно ценный в период стагнации экономики. И тут уж — кто быстрее предложит более продвинутый сервис.
В рамках совместного с агентством «Эксперт РА» проекта мы выяснили, какие банки сейчас являются наиболее продвинутыми по функциональности дистанционного обслуживания, его безопасности. Традиционных для этой рубрики «десяток» не оформили — сегмент ДБО пока не поддаётся количественному счёту.
Банкам, активно развивающим ДБО, мы задали простые вопросы: какие виды дистанционного обслуживания являются сейчас наиболее востребованными и какие, по прогнозу, окажутся востребованы в ближайшем будущем?
Алексей ЛЕОНИЧЕВ
Начальник департамента систем дистанционного банковского обслуживания ФГ «Лайф»
Если раньше обслуживание через каналы ДБО воспринималось неким бонусом, то теперь оно стало основным способом общения клиента с банком. И очевидно, что смещение акцента идёт в сторону мобильных устройств.
Можно выделить общую тенденцию — повышение функциональности систем ДБО. В электронном и мобильном банке уже сейчас совершенно недостаточно иметь только функции просмотра счетов и нескольких видов платежей. Клиент ожидает от ДБО практически полной идентичности тому, что он может сделать, физически посетив отделение. И это касается как частных клиентов, так и компаний.
Кроме количества функций и способа (канала) предоставления услуг ДБО, важны удобство и скорость совершения операций. Клиент требует от систем ДБО всё большего сокращения времени на поиск и ввод информации, удобного интерфейса, совершения регулярных операций одним кликом и т.д.
Больше функционала, меньше сложности, удобнее интерфейс — вот что, на мой взгляд, потребуется клиентам от ДБО в будущем.
Наталья РОЗЕНБЕРГ
Начальник управления депозитных и комиссионных продуктов Московского Кредитного Банка
Буквально в 2006–2008 годах мы только начинали пользоваться банкоматами, и то используя их лишь для оплаты мобильной связи и получения наличных. А сегодня банки дают клиентам возможность самостоятельно управлять финансами: расширяется спектр возможностей интернет-банков, платёжные терминалы и банкоматы начинают принимать вклады, а по степени востребованности я бы выделила классический интернет-банк и мобильные приложения на различных платформах.
В будущем будут популярны интегрированные решения с государственными информационными системами. Сейчас государство не только активно развивает свою информационно-технологическую среду, но и даёт возможность кредитным организациям её использовать. А для эффективного управления финансами банки предлагают PFM-сервисы, поскольку аналитика личных расходов и доходов сегодня как никогда актуальна. Ведь как сказал известный финансист Бретт Кинг, «сегодня банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете».
Вилен ЛИ
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКа
Интернет-банкинг сам по себе уже не является инновацией, однако инновацией в данной сфере можно считать предложение клиентам, к примеру, планирования бюджета и систем контроля над расходами. Ещё одна новация — условно программируемые платежи через интернет-банк, когда клиент может установить список поставщиков услуг и лимиты, в пределах которых оплата будет производиться автоматически. Важное новшество — развитие с помощью интернет-банкинга перекрёстных продаж: в частности, клиентам предлагаются приобретение страховых полисов, бронирование билетов на самолёты и т.д. Этим обслуживанием доволен как клиент, так и банк, поскольку последний существенно увеличивает продажи.
Александра ДЕРЮЖИНА
Старший специалист отдела сопровождения клиентов управления по корпоративному и розничному бизнесу РОСАВТОБАНКа
Наиболее востребованный и распространённый сейчас вид ДБО — интернет-банкинг. Он предоставляет возможность не выходя из дома совершать необходимые операции, экономить время. Банки активно развивают и наполняют свои интернет-приложения разнообразными возможностями, в том числе усиливают защиту от несанкционированного доступа мошенников, что очень важно при работе с личными финансами в сети.
Можно заметить, насколько часто люди пользуются смартфонами, планшетами и прочими гаджетами. Следует вывод, что мобильный банкинг в обозримом будущем наберёт большие обороты, усовершенствуется и станет ещё более востребованным. Это означает ряд преимуществ: мобильность, доступность, интерактивность сервиса, которая предусматривает возможность проведения финансовых операций в режиме самообслуживания.
Александр ВАСИЛЬЧИКОВ
Директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка
Самыми востребованными в системе интернет-банкинга в последнее время оставались такие виды платёжных операций, как оплата услуг операторов связи и сети Интернет, налогов и сборов, штрафов, услуг ЖКХ, внешние и внутренние переводы. Скорее всего эти же услуги останутся наиболее востребованными и в ближайшее время.
Алексей ЛОМОНОСОВ
Директор по развитию интернет-банкинга Связь-Банка
Дистанционное банковское обслуживание переживает стремительный подъём. Развиваются как классическое направление — веб-интерфейс для настольных компьютеров с большим экраном, так и мобильные приложения, переживающие подлинный бум. Можно сказать, что системы ДБО уже практически сравнялись по своей функциональности с обычными офлайн-отделениями обслуживания.
Сейчас системы ДБО предлагают не просто банковское обслуживание, но полноценный инструмент для управления финансами клиента. Два года назад о персональных финансовых менеджерах говорили, сейчас эту услугу уже внедряют, через год-два это станет стандартом и, более того, ключевым элементом уже не банковского обслуживания, а всей финансовой жизни человека. Классические финансовые сервисы отступят в тень и станут дополнительными сервисами персональных финансовых менеджеров.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении стандартизированного межбанковского интерфейса, позволяющего клиенту в едином программном интерфейсе аккумулировать информацию о своих счетах, открытых в различных банках, и осуществлять полноценное управление этими счетами.