Крымская рулетка или Банковский марш-бросок A− A= A+
Бюджет Крыма решили оставить под федеральным патронажем ещё на год.
Интеграцию бюджетной системы нового федерального округа в общероссийскую изначально предполагалось завершить к новому году. Однако недавно Минфин попросил продлить переходный период до конца 2015-го. На практике это означает следующее. Во-первых, самостоятельный региональный бюджет верстаться не будет — округ продолжит жить исключительно на федеральные субсидии. Во-вторых, права софинансировать эти субсидии местные власти не получают (по российскому законодательству, уровень такого участия может составлять от 5 до 95%). В-третьих, кассовое исполнение бюджетных процессов по-прежнему будет происходить через Федеральное казначейство. По сути, новый российский регион до конца 2015 года останется под внешним управлением. Цена вопроса для российской казны на 2014 год — около 150 миллиардов рублей (будут выделены из Резервного фонда). Цены и скидки на последующий период — в стадии межведомственной торговли.
Причин для переноса сроков финансовой самостийности Крыма две. С одной стороны — понятные технические сложности переходного периода: адаптация к новым фискальным требованиям, основам бюджетной росписи (бюджет Украины строится по другому «рисунку»; социалка нового федерального округа — уровень зарплат, пенсий, пособий — существенно беднее общероссийского). С другой — идеологическая неопределённость со статусом и следующими из него обязательствами и полномочиями нового региона.
Собственно, статус Крыма уже известен. Это будет особая экономическая зона. Как всегда, дело в деталях. Правительство уже несколько раз заворачивало подготовленные законопроекты. Последний из установленных сроков подготовки документа, 20 июля, опять был сорван. Ожидается, что авторы закона справятся к началу августа. Основные дискуссионные моменты по созданию новой ОЭЗ — земельный вопрос, налоговые и таможенные правила для резидентов и нерезидентов, степень обязательности для зарегистрированных в офшоре компаний вести предпринимательскую деятельность в регионе, право работать через филиалы и т.д. Почти утверждена идея о создании четырёх индустриальных парков с льготным режимом на уровне Сколкова. Обсуждается и возможность особых условий работы для банков, зарегистрированных на территории.
Дебаты на тему «как нам обустроить российский Гонконг» идут самые оживлённые. Пока в качестве сухого остатка — утверждённое в июле Госдумой решение о создании на территории Крыма игорной зоны, пятой по счёту в России. Предполагается, что это будет способствовать притоку туристов в регион, что благоприятно скажется на развитии инфраструктуры.
Кроме обсуждения особенностей крымской ОЭЗ, идут более приземлённые дискуссии о содержательной и финансовой части федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 года. В рамках программы предполагается решить проблемы энергоснабжения и инженерной инфраструктуры региона, транспортные и социальные вопросы. На ранних стадиях (в мае) подготовки ФЦП её стоимость слегка зашкаливала за триллион рублей. После оптимизации расходных позиций цена снизилась до 820 миллиардов рублей, сейчас речь — о 620 миллиардах. (Вариант не окончательный, сроки рассмотрения ФЦП плавно дрейфуют с мая.) В частности, экономии удалось добиться за счёт снижения расчётной стоимости строительства Керченского моста — с изначальных 325 до 170 миллиардов.
Всего в ближайшие три года на финансирование ФЦБ, по почти согласованным оценкам ведомств, будут выделять по 100 миллиардов рублей ежегодно, затем до 2020 года сумма может быть увеличена до 120–140 миллиардов.
По прогнозам, Крым сможет выйти на самоокупаемость через три года.
Кроме проблем федерального масштаба, в Крыму надо было решать и проблемы чисто житейские. Украинские банки, работавшие в регионе, а их было 80, после его вхождения в состав России, свернули свою деятельность и ушли. А вместе с ними — вклады населения, возможность оплатить услуги ЖКХ, получить пенсию или пособие. Повисли расчёты между предприятиями.
С населением начал оперативно разбираться созданный 8 апреля по принципу АСВ Фонд защиты вкладчиков, который компенсирует крымским гражданам потери по депозитам (планка та же — до 700 тысяч рублей). По состоянию на середину июля фонд перевёл банкам-агентам 14,9 миллиарда рублей для выплат в адрес 133,4 тысячи вкладчиков.
Прочий финансовый вакуум спешно стали заполнять российские банки. В апреле их было четыре, по состоянию на середину июля — 22 банка с сетью из 423 подразделений. Особенность крымской банковской системы — она в основном представлена очень небольшими, из третьей–четвёртой сотни по активам банками, чья работа не связана с обслуживанием внешнеэкономической деятельности. Причина простая — более крупные банки не рискуют работать в регионе, опасаясь западных санкций.
Исключений два. Это банк «Россия» (он свою порцию санкций уже получил, терять нечего). И Российский национальный коммерческий банк — системообразующий банк региона, аналог «материкового» Сбербанка — бывшая «дочка» Банка Москвы, в апреле купленная Холдингом РНКБ, конечным бенефициаром которого является крымский Совмин. (О том, как выстраивает свою работу РНКБ, читайте в интервью с руководителем его проекта создания филиальной сети Р. Арефьевым «Проблемы переходного периода»).
Сложности становления — затраты на обустройство офисов, налаживание связи и прочие технологические нужды — российские банки в той или иной степени преодолели: знали, куда шли. Особых препятствий по привлечению средств населения тоже не встретили: неосвоенная финансовыми институтами территория — мечта банкира, места пока всем хватает.
Реальных проблем — две. Первая: привлечённые средства в Крыму негде размещать. Кредитование там ещё не развернулось и в массовом объёме будет запущено нескоро — отсутствие кредитных историй, необходимость для заёмщиков «переварить» новые требования. Вторая — расчёты между предприятиями. Работающие в регионе компании прежде находились в украинской юрисдикции, контрагенты их — тоже в основном украинские. Открыть счёт в российском банке такое предприятие-нерезидент без разрешения Нацбанка Украины не может. Большинство крымских компаний начали перерегистрацию в российскую юрисдикцию. Процесс это непростой и небыстрый. Но даже те, кто его уже прошёл, не имеют возможности рассчитываться с украинскими контрагентами: платежи от российских банков украинские институты не принимают. Платёжный коллапс. Специалисты, знающие ситуацию изнутри, на вопрос «они что, производят расчёты с помощью мешков с деньгами?» — загадочно улыбаются. Понятно, что в процессе такой интернациональной перелицовки из одной юрисдикции в другую качество крымских компаний как заёмщиков банкам тоже оценить очень сложно.
До окончательной адаптации банковской системы Крыма к новым условиям пока далеко.
Марина ТАЛЬСКАЯ