Finversia-TV
×

Качественная информация — гарант эффективности бизнеса A A= A+

17.03.2014

лого рстайл

Построение хранилища данных в НОМОС-Банк

Назаров Алексей НАЗАРОВ

Руководитель проектов центра внедрения

департамента аналитических систем, R-StyleSoftlab

Основное назначение единого корпоративного хранилища данных (КХД) в банке — это управление эффективностью бизнеса: анализ рисков, контроль затрат, оценка результативности, консолидация отчётности, управление качеством данных, создание единой клиентской базы, решение всевозможных бизнес-задач. Именно такое хранилище было необходимо НОМОС-Банку, когда сотрудничество по этому направлению с компанией R-StyleSoftlab только начиналось. И именно такое хранилище банк получил после завершения проекта.

Хранилище для НОМОС-Банка: особенности реализации

НОМОС-БАНК входит в Топ-10 крупнейших кредитных учреждений РФ, предоставляя широкий спектр банковских услуг корпоративным клиентам, предприятиям малого бизнеса и частным лицам. Учитывая масштабность бизнеса банка, можно без лишних преувеличений сказать, что для компании это — один из амбициознейших проектов, связанных с созданием хранилища данных.

К построению в НОМОС-Банке корпоративного хранилища данных компания R-Style Softlab приступила в 2011 году. Проект открывал перед банком большие перспективы: повышение эффективности управления розничным, корпоративным и инвестиционным бизнесом, получение достоверной информации различными подразделениями — от фронт-офиса до отделов, формирующих отчётность, а также совершенствование процесса подготовки отчётности всех видов — для ЦБ, управленческой, аналитической и по МСФО. Но основной целью банка оставалось объединение в едином информационном пространстве полной, качественной и непротиворечивой информации о своей деятельности в виде витрин, представлений и отчётов.

Процесс построения КХД условно можно разделить на две части: наполнение хранилища данными и реализация на его основе бизнес-приложений. Специфика построения КХД такова, что эффективность внедрения зачастую можно оценить только после получения определённых бизнес-результатов. Поэтому работы по наполнению данными КХД были организованы таким образом, чтобы по окончании каждого этапа банк уже мог ощутить бизнес-результат. Разумеется, это увеличило продолжительность этапов внедрения, но благодаря такому разделению уже через четыре месяца после начала проекта банк начал пользоваться хранилищем.

Хочу отметить, что в НОМОС-Банке используются 11 IT-систем, служащих источниками данных для хранилища. Выстраивание процессов ежедневной выгрузки и загрузки данных в рамках жёсткого технологического окна было непростой задачей, для решения которой пришлось приложить немало усилий по оптимизации работы экстракторов и расчётов витрин. RS-DataHouse полностью покрыла все требования банка к извлечению, трансформации, очистке и последующей загрузке данных в хранилище, централизованному хранению нормативно-справочной информации (НСИ), а также обеспечила необходимую производительность при формировании витрин, динамических и статичных отчётов, обработке запросов, получении выборок.

Лого номос

Этап за этапом

Чтобы по мере автоматизации каждого из направлений банк мог сразу же получать бизнес-результаты, проект разделили на пять этапов. В первую очередь были внедрены модель хранилища данных в части «Главной книги» (счета, клиенты и проводки, а также дополнительная информация, характеризующая эти объекты) и CDI-приложение, предназначенное для получения полной и непротиворечивой информации о клиентах. С помощью блока «Аналитический клиент» была решена задача первичной очистки и выверки данных: устранены ошибки ручного ввода и удалено дублирование записей, разработана витрина клиентской информации. На этом же этапе реализованы экстракторы для четырёх систем-источников.

Работы по формированию «Главой книги» заняли всего четыре месяца. Надо сказать, что для кредитного учреждения такого уровня, как НОМОС-Банк, это рекордные сроки. Инкрементальная выгрузка изменений была реализована на основе анализа журналов изменений (логов), что позволило значительно сократить время работы этой процедуры и производить загрузку данных «Главной книги» в хранилище каждые четыре часа.

В ходе следующего этапа R-Style Softlab совместно с другим партнёром банка внедрила в банке витрину «Аналитический CRM» на основе инструментария SAS BI, предназначенного для удобного и оперативного представления данных о клиентах. Интеграцию ИАС RS-DataHouse и «Аналитический CRM» также выполняли специалисты обеих компаний.

Дальнейшие проектные работы были направлены на наполнение корпоративного хранилища данных детальной аналитической информацией для трёх разных бизнес-направлений: розничного бизнеса, деятельности банка на финансовых рынках и корпоративного бизнеса.

Построение «КХД розничного бизнеса» предполагало разработку экстракторов на загрузку данных из двух систем-источников, обогащение данных, создание витрины «Кредитно-депозитная история», выгрузку информации в систему управления возвратом долга, расчёт нормативов по требованиям Банка России (Н2, Н3, Н4). Благодаря наличию в RS-DataHouse подсистемы «Единая очередь заданий», позволяющей выстраивать очередь однократных или периодических заданий с учётом взаимосвязей объектов системы, удалось настроить ежедневную выгрузку данных в систему управления возвратом долга с жёстким регламентом выполнения. Пожалуй, на данном этапе это был самый важный для банка бизнес-результат.

Витрина «Кредитно-депозитная история» рассчитывается ежедневно в инкрементальном режиме и раскрывает полную информацию о кредитных и депозитных договорах клиента. Она позволяет заказчику получать актуальную информацию по состоянию на любой день без существенных временных затрат, а также отслеживать основные параметры просроченной задолженности — величину и сроки.

Для «КХД финансовые рынки» потребовалось реализовать экстракторы из пяти систем-источников. В хранилище были загружены брокерские и собственные сделки банка с ценными бумагами, межбанковские кредиты и депозиты, сделки на срочном рынке валюты, производные финансовые инструменты, межпортфельные перемещения. Параллельно запустили функционал для расчёта НДФЛ по брокерским операциям, реестр обязательств банка перед вкладчиками (согласно Указанию Банка России №1417-У от 1 апреля 2004 г.), ряд других отчётов, включая «Реестр собственных векселей и депозитных сертификатов», «Реестр учтённых векселей» и «Реестр сделок с ценными бумагами».

В рамках функционала по расчёту НДФЛ был реализован алгоритм квитовки сделок покупки и продажи ценных бумаг по методу FIFO, который позволил практически полностью исключить ручной труд специалистов банковского бэк-офиса. Необходимую информацию они могут получать как в привычном формате MS Excel, так и в XML — в соответствии с требованиями законодательства по отношению к отчётам для предоставления в налоговые органы.

Традиционно НОМОС-Банк был ориентирован на корпоративный сегмент. В ходе построения «КХД корпоративного бизнеса» реализованы экстракторы из трёх систем источников. В хранилище загружены кредиты, депозиты, гарантии, аккредитивы, сделки РКО, данные из CRM-системы, а также сведения об организационной структуре банка.

Сегодня, когда хранилище можно считать наполненным, банк вплотную подошёл к реализации других немаловажных бизнес-целей, таких как построение отчётности по МСФО, обязательной отчётности по требованиям Банка России и создание системы бюджетирования.

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »