Finversia-TV
×

Выбираем ИТ-решение для ПОД/ФТ A A= A+

17.03.2014

logo

Пустозеров

Евгений ПУСТОЗЁРОВ

Руководитель направления Центра финансовых решений РДТЕХ

https://www.facebook.com/rdtexru

В текущей ситуации банкам и компаниям необходимо уделять повышенное внимание вопросам борьбы с финансовым мошенничеством, защищая себя от преступных действий и соответствуя требованиям законодательства.

Решать такие задачи непросто — внедрение и обслуживание ИТ-решения для ПОД/ФТ, постоянное совершенствование методологий противодействия требуют немалых вложений и трудозатрат со стороны компании. Немаловажным является и тот факт, что рынок AML-решений именно в России — достаточно молодой, и опыта работы с подобными системами, их внедрений почти нет.

Несколько лет назад компания РДТЕХ, развивая свои предложения для финансовых институтов России и СНГ, стала изучать различные АML-решения для зарубежных рынков, когда в России задача ПОД/ФТ была еще не такой актуальной. Предвидя грядущие потребности российской банковской системы, эксперты РДТЕХ выделили ряд требований к решению, которое впоследствии должно было стать востребованным в нашей стране.

Какая AML-система нужна российским банкам

  • Полное соответствие требованиям законодательства

Главной и очевидной задачей такого решение является возможность с помощью него выполнять законодательные требования при борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

  • Отчётность в уполномоченные органы

В задачи отделов по ПОД/ФТ входит требование по фиксированию и предоставлению в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю и подозрительным операциям. Система должна позволять формировать такой отчёт быстро и в соответствие с требованиями регулятора.

  • Быстрая настройка, гибкость и простота использования

Решение должно обеспечивать простую настройку и обновление стратегиипроверки, сложившейся в кредитной организации. Работники отдела по ПОД/ФТ должны иметь возможность без проблем самостоятельно изменять правила проверки дляидентификации новых случаев отмывания денег или длявыполнения действующих законодательных требований.Необходимо, чтобы все данные клиентов, их счетов и транзакций проверялисьсогласно заданным правилам. И при этом набор типовых правил проверки должен быть предустановлен в продукте по умолчанию.

  • Структурированный и динамический учёт клиентской информации

Важно, чтобы для каждого клиента или группы система могла создавать некий динамический профиль, позволяющий зафиксировать индивидуальные и групповые действия в течение определенного промежутка времени. Изменения в действиях клиента или отклонения от групповых норм система должна обнаруживать незамедлительно, а пользователь — тут же видеть в удобном и наглядном формате.

Такой подход обеспечит значительное снижение затрат на проверку, так как позволяет рассматривать подозрительные расчёты не по отдельности, а комплексно.

Кроме того, централизованный подход к объединению подозрительных транзакций одного клиента помогает более эффективно идентифицировать взаимосвязь между возможными преступлениями.

  • Регулярная проверка данных клиента на достоверность

При открытии клиентского счёта кредитная организация должна выполнить идентификацию клиента, оценить риски и определить, какая проверка целесообразна в каждом случае.

Преступники, пытающиеся получить доступ к банковским продуктам и услугам, стараются произвести как можно более «невинное» впечатление при открытии счёта. Предоставляя ложные сведения и поддельные документы, они надеются получить от банка оценку «заслуживающий доверия» и практически не подвергаться контролю. И это нередко удаётся, так как сведения из карточки клиента, реальные действия клиента и его расчёты не интегрированы при проверке на достоверность.

AML-решение должно бороться с таким упущением, регистрируя важные сведения о клиенте в процессе идентификации и регулярно проверяя их достоверность. При значительных отклонениях в действиях клиента ответственное должностное лицо может провести переклассификацию риска и предпринять соответствующие меры по работе с клиентом.

  • Анализ связи «клиент — финансовые потоки»

Решение обязательно должно обладать данным типом функциональности и исследовать подозрительные случаи. Все риски вне зависимости от их принадлежности к клиенту, продукту или операции должны определяться, описываться и оцениваться программой. Например, на уровне организационной единицы. Все оценки затем могут консолидироваться для всей компании. Исследования рисков могут составляться либо на местах, либо центрально, в зависимости от индивидуальных требований. Постоянное протоколирование всех вводов в систему гарантирует прозрачность: внутренние и внешние аудиторы могут проконтролировать обновление процесса анализа рисков в любое время.

Функциональный состав эффективного AML-решения

На наш взгляд, обозначенным требованиям к AML-системам более всего соответствует программное обеспечение компании TONBELLER. В состав решения на его основе входят модули, позволяющие осуществлять полный контроль задач ПОД/ФТ:

  • модуль предотвращения и обнаружения действий по отмыванию доходов, полученных нелегальным путем, и финансированию терроризма;
  • модуль сегментации клиентской базы;
  • модуль мониторинга платежей и операций в реальном времени с приостановкой сомнительных платежей;
  • модуль идентификации клиентов при открытии счета и проверки «чёрных списков».

Программное решение TONBELLER доказало свою эффективность в работе более 500 европейских финансовых организаций.

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »