Finversia-TV
×

Конец конфронтации? A A= A+

26.03.2014

ЧаусовИгорь ЧАУСОВ

Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса

Присоединение Крыма — кто бы и как к этому ни относился — бесспорно стало ещё одним шагом, с которым Россия обретает уверенность в собственной правоте и в собственных силах. В разных странах, разными людьми это действие будет названо по-разному: как собиранием русских земель, так и аннексией, а то и оккупацией. Но даже наши геополитические конкуренты-союзники вряд ли назовут его несмелым. Тем более что сами же они и создают для нас (и для себя тоже) основные риски.

Ни одна страна не может похвастаться, что живёт на собственном глобусе. Даже США. И как нельзя лучше это выявила попытка ввести против России экономические санкции: сразу стало очевидным, что в современном мире они могут быть только обоюдоострыми. Из этого понимания, которое быстро укрепляется, можно сделать вывод: у мирового сообщества нет средств для давления на Россию, и оно должно принять это как поражение. А можно выйти на совершенно противоположную мысль: никто не заинтересован сегодня в санкциях, потому что все страны Евразии находятся в ловушке финансово-экономического кризиса, и эта ловушка — не российская и не европейская, но единая для всех. Не только санкции, но и сама идеология конфронтации и связанные с нею попытки привести к власти «свои» режимы, не отвечает действительным национальным интересам — ни России, ни её европейских партнёров. Все мы сегодня, как альпинисты, находимся в одной связке. И нашим общим интересам отвечают только совместные программы развития всего евроазиатского пространства.

Но тогда совершенно уместно задать вопрос: а почему бы события в Крыму не использовать для того, чтобы запустить механизм выхода из затянувшегося мирового финансово-экономического и геополитического кризиса? Для России, для Украины, для всех стран мира.

Программа, которая могла бы лечь в основу такого механизма, реально существует. Недавно на президиуме РАН президент РАО «РЖД», доктор политологических наук В.И. Якунин представил масштабный проект Трансевразийского пояса развития. Сейчас не место разворачивать детали этого крупного инновационного проекта, который разрабатывался в тесном взаимодействии с представителями других стран из Европы и Азии.[1] Отмечу только три главных его особенности. Во-первых, он предлагает принципиально новое понимание развития, не сводя его только к экономическому росту. Во-вторых, инфраструктурный каркас проекта выходит далеко за рамки транспортных функций, инициируя систему мультипликативных интегрированных инфраструктур (мультиинфраструктур). Наконец, третий важнейший момент: обязательное условие реализации — равноправие и взаимная выгода всех участников.

Разумеется, никто из разработчиков и в мыслях не держал, что первым шагом в реализации проекта может стать Крым. Так распорядилась жизнь. Но от нас зависит — как использовать шанс, который она нам предлагает.

Реакцию мирового сообщества на присоединение Крыма сегодня можно охарактеризовать одним словом — растерянность. Полностью парализован Европейский союз, потому что никак не удаётся сформировать консолидированную конфронтационную позицию. В США всё более чёткой и сильной становится коалиция противников одностороннего взгляда на Россию как на геополитического противника. С большой тревогой и вниманием наблюдают за развитием событий наши соседи в Азии.

В России после всеобщего искреннего праздника пришли непростые раздумья о том, как грамотно распорядиться нежданно свалившимся на нас подарком. Разброс мнений исключительно широк: от восприятия Крыма как обузы для экономики, и без того находящейся в трудной ситуации, до — шапкозакидательства. Мы, мол, не боимся конфронтации с Америкой и способны сделать Крым своеобразной витриной русского демократизма, вложив в его развитие необходимые ресурсы и обеспечив такой уровень жизни, что не только украинцам, но и европейцам станет завидно.

Нетрудно заметить, что тупики, в которые упираются сегодня все глобальные игроки, пытаясь разрулить крымскую ситуацию, проистекают из одной причины — никто не видит никаких других решений, кроме конфронтационных. Приковав к себе всеобщее внимание, Крым словно специально показывает: нужно уходить от конфронтационной парадигмы.

В этих условиях у нашей страны появляется возможность для реального шага — созвать Международную конференцию по долгосрочному развитию Украины и Черноморского региона. На рассмотрение ведущих политиков России, США, ЕС, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, СНГ и других заинтересованных регионов мира, дипломатов, представителей промышленных и банковских кругов, ведущих учёных и экспертов можно было бы представить программу развития Крыма — как модельного полигона для совместной отработки новейших решений по созданию центров экономического роста на основе мультиинфраструктур. Такое предложение будет принципиально противостоять конфронтационному сценарию и лежать в логике выявления общих интересов и совместного развития на партнёрской основе.

Если конкретизировать задачи, то речь прежде всего идёт о создании мультиинфраструктурного перехода через Керченский пролив, включающего следующие основные компоненты:

  • автомобильный мостовой переход;
  • железнодорожный мостовой переход;
  • связь между электроэнергетическими системами;
  • водоводы питьевой, оросительной и технической воды;
  • нефтепровод двустороннего действия;
  • газопровод двустороннего действия;
  • систему оптоволоконной широкополосной связи.

На этой базе, на наш взгляд, может быть реализована целая группа масштабных инфраструктурных и инновационных промышленных проектов.

Крымский экспериментальный гелио- и ветроэнергетический инжиниринговый парк как база для создания нового поколения экологически безопасных систем использования возобновляемых источников энергии. Гелиоэнергетический потенциал на полуострове составляет порядка 2 миллиардов кВт/ч по электрической и 26 миллиардов кВт/ч по тепловой энергии в год. Ветроэнергетический парк с общей установленной мощностью ВЭС 21–37 ГВт может быть сформирован на основе использования ветрового потенциала побережья Сиваша.

Сверхскоростная пассажирская железнодорожная магистраль «Российское Чёрное море» по маршруту «Евпатория — Севастополь — Ялта — Феодосия — Керчь — Тамань — Анапа — Новороссийск — Геленджик — Туапсе — Сочи — Адлер». Магистраль должна проходить как параллельная инфраструктура по отношению к существующим путям Крымской и Северокавказской железных дорог и реализовывать опыт и возможности, накопленные ОАО «РЖД» в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи и эксплуатации скоростного подвижного состава.

Терминалы сжиженного природного газа на побережье Крыма для обслуживания Южной и Восточной Европы.С использованием терминалов и газопроводной составляющей мультиинфраструктуры могут быть освоены месторождения Причерноморско-Крымской нефтегазоносной области и шельфа Чёрного и Азовского морей. Запасы на полуострове и шельфе составляют 66 миллиардов кубометров газа и 22 миллиона тонн нефти, прогнозные — 73 миллиарда кубометров газа и 51 миллион тонн нефти.

Мультимодальный грузопассажирский морской терминал на базе Керченского морского порта, портов «Крым» и «Кавказ», который должен обслуживать судоходство между Чёрным и Азовским морями, а также железнодорожное и автомобильное движение между Крымом и Краснодарским краем России.

Камыш-Бурунский металлургический и судостроительный кластер на базе возобновления освоения Керченского железорудного бассейна. В условиях продолжающихся экономических проблем на верфях Николаева кластер должен стать региональным центром коммерческого и военного судостроения.

Экологический и сельскохозяйственный кластер «Массандра — Абрау-Дюрсо», в рамках которого должны формироваться новые представления о чистых продуктах и «живой» пище в рамках возрождения аграрного потенциала Крыма и Кубани, традиций российского черноморского виноделия.

В результате реализации этих проектов Крым может и должен превратиться не в закрытую обороняемую часть России, а в привлекательный для международных инвестиций, принципиально открытый для проектов со всего мира полигон реализации уникальных технологических и экономических идей. Это естественным образом сделает его центром экономического развития региона с собственной научно-технической и промышленной базой, а в потенциале — драйвером возвращения к необходимым темпам экономического роста.


[1]От редакции: в следующем номере БДМ будут опубликованы материалы, посвящённые этой теме.