Finversia-TV
×

Мифы, легенды, былины остаются важными историческими источниками A A= A+

06.08.2014

Игорь ФРОЯНОВ — видный историк, доктор исторических наук, профессор, а также писатель и общественный деятель. Он известен своими трудами, посвящёнными Древней Руси, её государственному устройству, особенностям тогдашнего общества и основным векторам его развития.

Фроянов БДМ: Что непременно нужно обычному человеку знать из области истории?

На заданный вопрос нет односложного, а тем более универсального ответа, приложимого ко всем временам и эпохам истории, поскольку исторические знания, будучи тесно связанными с людской жизнью, являясь по сути частью общественного сознания, меняют свою актуальность и злободневность соответственно переменам, наблюдаемым в реальной действительности. Сейчас приобретают особую значимость сведения, касающиеся того, как формировалась территория Руси, Русского царства, Российской империи и СССР, какова роль государства в истории России, каким образом складывались отношения по линии: российская территория в качестве геополитического пространства — государство — общество — личность. Об этом (помимо, разумеется, элементарных представлений о прошлом) наши люди должны знать, чтобы осмысленно относиться к современной действительности и определять своё поведение в сложной ныне общественно-политической обстановке.

БДМ: Как вы оцениваете идею нового единого учебника истории?

О новом учебнике истории для средней школы говорить пока рановато — он ещё не написан. Разработан и утверждён проект его концепции, который на данном этапе может рассматриваться как приемлемый. Со временем, однако, и концепция, и сам учебник будут обновляться и совершенствоваться. Но я хотел бы подчеркнуть, что замысел создания единого учебника — замысел, бесспорно, правильный. Надо покончить с наличием в школе десятков учебников истории, толкующих её вкривь и вкось. От этого один лишь вред. Несомненно и другое: коль российская средняя школа есть учреждение государственное, то дело подготовки учебника должно взять в свои руки государство, причём взять полностью.

БДМ: Имеет ли смысл говорить о необходимости профессиональной этики для историков и возможна ли она в принципе?

Профессиональная этика для историков, как, впрочем, и для представителей других людских профессий, не только возможна, но и необходима, даже обязательна. Вопрос лишь — в чём она состоит. На мой взгляд, прежде всего в честности и правдивости историка как исследователя. Под честностью я понимаю стремление к максимальному охвату фактов (без умышленных пропусков), относящихся к изучаемой теме и проблеме. Пропуски здесь совершенно недопустимы, особенно если они расходятся или не соответствуют высказываемой мысли, построению. Иначе легко впасть, простите, в жульничество. Под правдивостью я подразумеваю требование говорить историческую правду, какой бы она ни была — сладкой или горькой. Конечно, историк, подобно любому человеку, может ошибаться. Но главное — не лгать намеренно, быть чистым совестью перед собой и перед людьми. Всё это есть условие успешного, истинного познания истории.

БДМ: А как вы для себя определяете степень достоверности сведений, содержащихся в том или ином источнике?

В источниковедении существует принцип (и я ему привержен), согласно которому степень достоверности сведений, содержащихся в источнике, устанавливается способом перекрёстного анализа всех находящихся в научном обороте источников, относящихся к изучаемой проблеме. Иными словами, задача историка в том, чтобы выявить, насколько соответствуют сведения одного источника сведениям всего корпуса источников, известных исторической науке. Есть ещё один немаловажный инструмент познания — интуиция, применяемая не только историками, но и учёными других отраслей знания.

БДМ: Насколько велика ваша домашняя библиотека и что для вас значат книги?

Моя домашняя библиотека насчитывает несколько тысяч томов. Я начал «копить» книги со студенческих лет. К настоящему времени мне удалось собрать основную (за некоторыми исключениями) литературу по русской истории, преимущественно по истории Древней Руси и Московской Руси. Так что в этом отношении я неплохо «экипирован». Приходится, конечно, при необходимости обращаться в библиотеку Академии наук, «Публичку» и Научную библиотеку СПбГУ, а также пользоваться Интернетом. На вопрос о том, что значат для меня книги, отвечу словами нашего древнего летописца: «Велика бывает польза от ученья книжного. Книги поучают нас и наставляют на путь покаяния, от словес книжных обретаем мудрость и воздержание. Книги суть реки напояющие вселенную, в них источник мудрости и неизмеримая глубина, ими в печали утешаемся. Они есть узда воздержания». Согласитесь, лучше не скажешь!

БДМ: Каким представляется вам механизм запоминания людьми исторических событий, современниками которых они были, и последующего их отображения в воспоминаниях, былинах, легендах?

В памяти этносов или народов оседают и сохраняются имена людей, явления, события, повлиявшие существенным образом на жизнь своего социума, произведшие яркое впечатление на современников. Рассказы о них передаются от поколения к поколению сперва устным порядком, а затем посредством письменных произведений. Со временем, однако, многие детали, относящиеся к ним, стираются, и они впоследствии нередко обрастают новыми (часто вымышленными) подробностями, порождёнными творческой фантазией сказителей и рассказчиков. Однако суть далёких происшествий остаётся, как правило, прежней. Исследователь должен обладать умением докопаться до этой сути, хотя работа здесь очень сложная, и не всякому она посильна. Тем не менее мифы, легенды, былины остаются важными историческими источниками.

БДМ: Какой реакции на ваши книги вы ждёте от своих читателей? Какие чувства и эмоции они должны вызвать? Может быть, чему-то научить?

Жду реакции непредвзятой, товарищеской и конструктивной, побуждающей к дальнейшим размышлениям. Я принимаю критику в свой адрес, но критику благожелательную, вызывающую во мне чувство благодарности. Чему может научить вдумчивый читатель? Отвечу словами известной поговорки: «Одна голова хорошо, а две лучше».

БДМ: Вы подчёркиваете в своих трудах, что народное вече в Древней Руси было не только в Великом Новгороде, но и в других городах. На какие ещё исторические факты, не известные большинству, вам бы хотелось обратить внимание?

Говоря о том, что вече на Руси XI–XII веков существовало не только в Новгороде, но и в других древнерусских городах, я следую за историками старой досоветской школы, такими как А.Д. Градовский, В.И. Сергеевич, Н.И. Костомаров, М.А. Дьяконов и др. Факты, которыми они оперировали, остаются неизменными и по сей день. Иное дело — некоторые нюансы, штрихи, какие порой не замечают или недооценивают должным образом современные исследователи. Приведу один пример. Из летописи мы узнаём, что в середине XII века Рюриковичи занимали княжеский стол в Киеве «на всей воле киевлян». Эта формула, свидетельствующая о вечевом волеизъявлении, станет позднее довольно ходкой в Новгороде. Но впервые мы её встречаем в Киеве, который многие нынешние историки Древней Руси считают средоточием монархической (княжеской) власти, что, конечно же, неверно. С подобными случаями в историографии мы встречаемся, замечу, не раз.

БДМ: Какова, на взгляд историка, природа стремления человека к власти и как она отражается в литературных памятниках?

Я полагаю, что стремление человека к власти вытекает из стремления к лидерству, заложенного в человеке изначально самой природой. И в этом отношении люди мало чем отличались и отличаются от животного мира, где вожаки — обычное явление. По мере исторического развития, усложнения социально-политических связей в обществе власть и её носители окружаются ореолом величия, славы и сакральности-святости. Сказители, поэты и писатели в своих мифах, легендах, былинах, стихах и сочинениях всячески восхваляют правителей, военачальников и других власть имущих. Бывает и так, что некоторые политики-писатели с неутолённой в душе жаждой власти пишут трактаты, содержащие наставления о том, как добиться власти и удержать её. Ярким представителем подобных сочинителей был, как мне кажется, Никколо Макиавелли. Однако, несмотря ни на какие «украсы», в основе власти лежит животная (природная) страсть к доминированию, заполняющему всё существо отдельных особей человеческого рода.

БДМ: Сегодня мы живём в Московской Руси — именно вокруг Москвы собирались русские земли. Но случись по-иному — и мы могли бы жить, скажем, в Руси Новгородской. Какой момент, на ваш взгляд, был определяющим для формирования центра притяжения?

Едва ли расположенная в северо-западном углу Восточной Европы Новгородская Русь могла стать центром притяжения русских земель, образовавших в результате единое государство. Исторически так вопрос в XIV–XV веках не стоял. Другое дело Тверь. Между Москвой и Тверью в начале XIV столетия мы наблюдаем соперничество за лидерство в Северо-Восточной Руси. Трудно было предположить тогда, кто из соперников одержит верх, — потенциал обоих княжеств был примерно одинаков. Но случилось так, что в Москве оказались более умелые и тонкие политики, нежели в Твери. Они сумели привлечь на свою сторону русских митрополитов, управлявших церковной жизнью всей Руси, и сделать Москву местом их пребывания, что сразу повысило её статус как общерусского религиозного центра. Московские князья, в частности Иван Калита, наладил мирные отношения с ханом Узбеком, обеспечив длительную «тишину в Русской земле». В результате авторитет Москвы возрос. И он стал неколебим с победой Московского великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовом поле. После Куликовской победы стало ясно, что Москва, а не иной город станет государственным центром Северной Руси. Я назвал главные факторы, выдвинувшие Москву вперёд. Были, конечно, и другие, но, на мой взгляд, менее существенные.

БДМ: Многим книгам формата non/fiction, в том числе и историческим, сейчас даются кричащие заголовки. На что следует ориентироваться читателю, дабы не купиться на завлекающее название и яркую обложку, а выбрать действительно хорошую книгу?

Необходимо заглянуть внутрь книги: познакомиться с оглавлением, перелистать её страницы, прочитав одну-другую, обратить внимание на источники и историческую литературу, представленные в ней. Надо затратить хотя бы десяток минут на знакомство с книгой, привлёкшей внимание.

БДМ: Чему, по-вашему, учит наша история, какие уроки особо актуальны для сегодняшнего времени?

Исторический опыт, начиная со времени образования Русского государства в конце XV столетия, говорит о том, что Запад был и остаётся враждебен России, во всяком случае в лице его властителей, светских и церковных, неоднократно устраивавших вторжения в нашу страну. Пора это понять раз и навсегда, чтобы отказаться от иллюзий насчёт интеграции с Западом и создания единого экономического пространства от Лиссабона и до Владивостока. Следует как зеницу ока беречь Российское государство — институт, обладающий вековым опытом национального строительства, который несомненно будет в исторической перспективе востребован человечеством. Здесь, на мой взгляд, кроется вселенская миссия России.

БДМ: Внутри разломов исторических, социальных у каждого человека ещё и свои разломы бывают. Или человеческое повторяет историческое?

Я думаю, одно не исключает другое: бывают исторические разломы, затрагивающие всех и каждого, но бывают также разломы сугубо индивидуальные, связанные лишь с той или иной личностью и не имеющие никакой общественной значимости. Порою между этими разломами невозможно провести чёткую грань. Скажем, человек, переживший внутреннюю драму (разлом), оставившую глубокий след в его психике, по прихоти случая или по воле судьбы получивший огромную власть, может содеять такое, что вполне подойдёт под определение исторического разлома. Пример напрашивается сам собою: Владимир Ульянов, мстивший царскому режиму за казнь любимого старшего брата Александра и возглавивший Октябрьскую революцию.

БДМ: Удалось ли, по вашему мнению, и удаётся ли современному российскому обществу расквитаться с прошлым?

Ни расквитаться с прошлым, ни расстаться с ним у нас возможности нет, поскольку оно свершилось, а потому неподвластно нам. И мы его воспринимаем либо как должное, либо пытаемся исказить в угоду сиюминутным интересам. Зато в нашем настоящем мы повсюду видим родовые пятна прошлого, которое таким образом довлеет над настоящим. Вот и приходится соображать, что с чем квитается…

Беседовал Алекс ГРОМОВ

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »