Finversia-TV
×

Цена лояльности A A= A+

06.08.2014

Беликов Доронкин

Юрий БЕЛИКОВ, Михаил ДОРОНКИН

«Эксперт РА»

Рост конкуренции на рынке дистанционного банковского обслуживания побуждает провайдеров интернет-банкинга активно инвестировать в расширение функционала систем удалённого обслуживания. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершённые без их согласия и информирования.

Рынок интернет-банкинга насыщается: доля онлайн-транзакций в общем объёме платежей физических лиц по-прежнему растёт, но темп её прироста замедляется. Фаза массового внедрения систем интернет-банка пройдена, а провайдеры конкурируют на уровне функциональной оснащённости систем. Для обеспечения роста доли активных пользователей систем ДБО провайдеры дополняют их множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей.Ключевая установка — предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами. В числе дополнительных функций — персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику.

Платежи мигрируют в онлайн

Популярность дистанционных банковских сервисов продолжает устойчиво расти, однако появились признаки постепенного насыщения рынка ДБО. В 2013 году 35% от общего количества банковских платежей частных клиентов было совершено через сеть Интернет (рост на 5 п.п. по сравнению с 2012 годом). Доля данных транзакций в общем объёме платежей физических лиц составила 15% (более 1 триллиона рублей в абсолютном выражении) за 2013-й, превысив аналогичный показатель предыдущего года почти на 4 п.п. Темп прироста доли платежей через Интернет в количестве банковских транзакций физических лиц практически не изменился, а в их совокупном объёме — замедлился. Небольшое снижение темпа прироста по сравнению с прошлым годом говорит о взрослении рынка услуг интернет-банкинга.

Росту проникновения таких услуг способствовали развитие технологической базы банков и новые каналы распространения информации о дистанционных банковских сервисах. Например, интеграция некоторых систем интернет-банкинга с социальными сетями и видеохостингами обеспечила привлечение части интернет-аудитории, не имевшей непосредственной заинтересованности в банковских услугах. Банки, не ставящие своей целью захватить новые клиентские сегменты, делают ставку на развитие функциональных возможностей систем, расширяя спектр дистанционных транзакций.

Устойчиво растёт доля систем интернет-банкинга, в которых пользователю доступны такие виды онлайн-платежей, как налоговые платежи, штрафы ГИБДД, оплата услуг ЖКХ, железнодорожных и авиабилетов, пополнение счёта в системе электронных денег и погашение кредитов в других банках. Подавляющее большинство систем предлагает клиентам возможность осуществлять операции с депозитными счетами в банке. Напротив, рост предложения кредитных продуктов через системы ДБО не наблюдается. Доля систем с возможностью оформления заявок на получение кредитов составила 35%, что соответствует прошлогоднему значению. При этом дистанционное подписание кредитного договора возможно лишь в 14% исследованных интернет-банков. Отчасти это связано с охлаждением рынка потребительского кредитования. Также практически не возросла доля систем, предлагающих операции по брокерским счетам клиентов: 14% против 12% годом ранее. Ряд банков предоставляет возможность дистанционных операций по обезличенным металлическим счетам, но внедрение этого функционала пока остаётся вопросом специализации банка.

Доля активных пользователей систем интернет-банкинга (совершающих не менее одной транзакции в месяц) в совокупной клиентской базе физических лиц в банках неуклонно растёт. В ряде банков оценили значение этого показателя на уровне более 50% по итогам 2013 года, а самые амбициозные прогнозные значения по итогам 2014 года достигают 80%. На этом фоне функциональность и удобство системы ДБО становятся одним из залогов стабильного роста клиентской базы банков.

Для развития систем поставщики услуг интернет-банкинга не только наращивают платёжный функционал, но и внедряют дополнительные возможности, направленные на предоставление пользователю полного спектра услуг в сфере управления личными финансами. Так, в 21% исследованных систем интернет-банкинга реализованы функции персонального бюджета и финансового планирования, в рамках которых пользователю доступны открытие целевых счетов, средства планирования операций и визуализации категорий расходов. Многие системы позволяют оформить поручение на платёж будущей датой и принимают счета, выставленные на оплату услуг поставщиком в интернет-банк клиента. А в 11% исследованных систем доступен запрос справок из бюро кредитных историй.

В ответе за безопасность

С ростом популярности ДБО повышается внимание к рынку со стороны законодательных органов. Однако не все из свежих регулятивных инициатив однозначно способствуют формированию здоровой рыночной инфраструктуры. С 1 января 2014 года вступил в силу ряд пунктов статьи 9 «Порядок использования электронных средств платежа» Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платёжной системе». В первую очередь директивы коснулись порядка информирования клиента о совершённых дистанционно операциях и ужесточили соответствующие требования к банкам.

При этом закон не даёт ответов на ряд вопросов, возникших в результате изменений в нём. Во-первых, не установлена ответственность клиента за предоставление недостоверных контактных данных или их несвоевременную актуализацию. Во-вторых, не определена ответственность операторов за несвоевременную доставку SMS-сообщений (как способ информирования клиента применяется в 91% исследованных систем ДБО). Такая ситуация повышает вероятность реализации рисков мошенничества. Если пробелы в законодательстве не будут оперативно урегулированы, они могут породить множество прецедентов для судебных разбирательств между банками, их клиентами и операторами связи.

В сочетании с надлежащим информированием об операциях по счетам одним из основных требований к системам интернет-банкинга как со стороны регулирующих органов, так и со стороны пользователей, остаётся защищённость персональных данных от внешних и внутренних угроз. На стадии идентификации пользователя в системе большинство банков предлагает многофакторную модель с вводом, помимо логина и пароля, SMS-кода (91% опрошенных) или одноразового пароля, сгенерированного (44%) или доступного из предоставленного клиенту списка (32%). При этом ряд международных стандартов интернет-банкинга в сфере безопасности, например, способ аутентификации DPA/CAP (криптокалькулятор в сочетании с чиповой картой), пока не нашёл повсеместного распространения на российском рынке.

В большинстве случаев причиной несанкционированного доступа к системе информации и утечки персональных данных выступает сам пользователь. Поэтому участники рынка не всегда находят в полной мере оправданным повышение уровня инвестиций в безопасность системы ДБО. Но с 1 января 2014 года вступила в силу статья 9 закона 161-ФЗ, устанавливающая обязанность по возмещению клиенту суммы операции, совершённой без его согласия. Лидеры рейтинга «Эксперта РА» по безопасности систем интернет-банкинга уже провели автоматический анализ потенциально мошеннических действий и ряд дополнительных защитных мер, в числе которых автоматический выход пользователя из системы при его длительной неактивности, детализация истории входов в систему (время, место), контроль смены SIM-карты, используемой при получении кодов для авторизации.

По стопам лидеров

Умеренное изменение позиций в Топ-10 рейтинга функциональности систем интернет-банкинга для физических лиц наглядно демонстрирует разнонаправленное расширение функционала систем ДБО провайдерами в погоне за активными пользователями. Лидер рейтинга — мультибанковская система HandyBank — сохранил прошлогоднюю позицию. Широкие платёжные возможности и постоянно дополняемый спектр функций по-прежнему обеспечивают системе значительное преимущество перед конкурентами. Второе и третье места разделили «Альфа-Клик» Альфа-Банка и eLife ФГ «ЛАЙФ». Банк24.ру, система которого заняла второе место в прошлогоднем рейтинге, сделал ставку на развитие интернет-банкинга для юридических лиц, но посчитал нецелесообразным участие в рейтинге, где оценивается интернет-банкинг для физических лиц. Банк «Русский Стандарт» значительно упрочил свои позиции в рейтинге за счёт увеличения охвата поставщиков услуг и расширения набора дополнительных сервисов, в числе которых персональный бюджет и запрос справок из бюро кредитных историй. В Топ-10 рейтинга вырвался Банк «Санкт-Петербург», реализовавший в своей системе полный цикл онлайн-кредитования и множество средств автоматизации платежей пользователей. При этом конкуренция за вторую–пятую позиции возросла до предела: соискатели идут ещё плотнее, чем в прошлом году. Наблюдается дальнейшее сокращение функционального разрыва между первым и последним местом в рейтинге.

По прогнозам «Эксперта РА», доля банковских транзакций физических лиц через Интернет вырастет по итогам 2014 года не ниже, чем до 18%.Замедление темпов её прироста продолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. Конкуренция провайдеров при этом обострится. Одни решатся на полный перезапуск систем, другие попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. В сфере приложений для мобильных платформ пока сохранится существенный потенциал роста рынка. Благодаря этому, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн-транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует её на уровне 40%.

Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга

В рейтинге функциональности систем интернет-банкинга мы оценили возможности (функции) и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивали по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал. Под интернет-банкингом понимается предоставление пользователю (потребителю банковских услуг) доступа к дистанционным банковским сервисам (включая доступ к счетам и осуществлению операций по ним) с любого компьютера, имеющего соединение с сетью Интернет, через браузер. Под мобильным банкингом понимается разновидность интернет-банкинга, предполагающая предоставление доступа к дистанционным банковским сервисам через специальное приложение для какой-либо мобильной платформы (на базе iOS, AndroidOS, WindowsMobile и др.). Наличие доступа к ДБО через мобильные приложения не оказало влияния на рейтинг систем интернет-банкинга. Анализ проводился по трём сегментам: внешний платёжный функционал (вес 38%), внутренние операции и сервисные функции (40%), информационная и финансовая безопасность (22%). Внешний платёжный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег. Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчёты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения. Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба. Удобство интерфейса, надёжность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место банка в рейтинге. Ответы по количественным вопросам нормировали и сглаживали для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ «да» или «нет»). При формировании рейтинга в апреле 2014 года учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались агентством. В их числе, например, персональный бюджет и финансовое планирование, запрос справок из бюро кредитных историй и возможность блокировки карты. Корректировки в методике незначительны, поэтому позиции в прошлогоднем и текущем рейтингах являются сопоставимыми. Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По её результатам ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.

«Эксперт РА»

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »