Finversia-TV
×

Стресс-тест: удалённым инвестиционным сервисам ещё далеко до совершенства A A= A+

Обвал на фондовых рынках резко усилил трафик в инвестиционных приложениях. К пиковым нагрузкам наиболее популярные сервисы оказались не готовы.

Инвестиционные банковские сервисы стали визитной карточкой бума частных инвестиций в последние пару лет. Во многом именно благодаря этим приложениям в смартфонах крупным розничным банкам удалось привести на биржу сотни тысяч своих клиентов – так, что буквально все заговорили о революции. Действительно, приложения стали последним словом финтеха и даже не с точки зрения технологической начинки, а с точки зрения принципиально нового уровня комфорта, простоты и «юзабилити». Вдруг, в одночасье, инвестиции из сложного процесса, который не каждому по плечу, превратился в лёгкую прогулку в мир взрослых биржевых игр. Конечно, удалённые терминалы для торговли ценными бумагами не придумывались под нынешнюю пандемию с коронавирусом, но именно на этом карантине прошли, что называется, крещение огнём. И далеко не всегда крещение это оказалось удачным.

Первые неприятности посыпались на последней неделе февраля 2020 года – когда мировые рынки ощутили первую волну масштабной коррекции, которая, как оказалось уже через несколько дней, была лишь прелюдией. Клиенты сервиса «Сбербанк Инвестор» несколько часов испытывали трудности в совершении сделок. 28 февраля биржа открылась обвальным – на 7,5% – падением. Пресс-служба Сбербанка тогда оперативно отреагировала на ситуацию, извинилась за технический сбой и заверила, что пострадала лишь «небольшая часть» трейдеров.

Сбоили приложения и ВТБ. Клиенты этого госбанка сталкивались с техническими неполадками в течение всей торговой сессии. 94% клиентов пожаловались, что испытывали трудности со входом в систему. В банке так же оперативно отреагировали на ЧП и отменили все комиссионные на следующий день в качестве компенсации.

9 марта 2020 года с проблемами столкнулись клиенты приложения от Тинькофф Банка. Как признался представитель банка, в течение первых 30 минут после открытия торгов система испытала беспрецедентную нагрузку на сервис, посещаемость и число заявок взлетела в пять раз от своих обычных значений. В этот день наибольшие объёмы проходили в секторе обмена валют – в связи с резким ослаблением курса рубля. Кроме этого, ряд клиентов столкнулись с тем, что брокер самостоятельно продал часть ценных бумаг без ордера клиентов. Представитель брокера объяснил это тем, что Санкт-Петербургская биржа выставляла «некорректные цены акций». В этом случае пострадавшим инвесторам была обещана компенсация, размеры которой, впрочем, остались непубличными.

Но сбоили не только отечественные инвестиционные сервисы: 9 марта, в течение половины торговой сессии технические проблемы возникли у популярного американского сервиса Robinhood Financial, который не взимает комиссионных вообще.

В этой связи возникли даже конспирологические теории о том, что подобные перебои могут быть на руку самим компаниям. Но есть ли связь между сбоями в системах, в том числе торговых, с курсом акций «компаний-виновников»? Практически нет. Время от времени пользователи испытывают трудности со входом в свои аккаунты в социальных сетях, например, того же Facebook или Twitter. Однако эти сбои никак не отражаются на курсе ценных бумаг. Более того, котировки того же Facebook никак не отреагировали на недавний скандал с утечкой персональных данных миллионов пользователей.

Руководство компаний старается тщательно скрыть сам факт сбоев, но, если же они и случились – называют их «некоторыми трудностями», «задержками» и прочими эвфемизмами. Делается это, понятное дело, с целью не допустить прецедентов с массовыми судебными тяжбами и сохранить репутацию.

До сих можно было часто услышать, что новые клиенты биржи – пришедшие через банковские приложения – представляют из себя инвесторов старой формации. То есть используют стратегию «купи и держи». При такой стратегии какие-то сбои в торговых системах вовсе не имеют значения. Однако это не более, чем миф, и наши инвесторы куда лучше образованы, чем принято считать. Так, если в январе 2020 года покупки частных инвесторов составили 7 млрд рублей, то уже в следующем месяце – 40 млрд рублей или почти в 6 раз больше. Рост объёмов сделок происходил на фоне беспрецедентной волатильности и падения рынков. Именно на последнюю неделю февраля пришлось самое большое количество покупок – как по стоимости, так и по количеству. Это данные, предоставленные самой Московской биржей. О растущем интересе к ситуативной торговле говорят и брокеры, отмечая рост конверсионных сделок, попыток спекуляций на дешевеющих активах, или попыток зайти на рынок на самом дне.

Словом, работоспособность удалённых сервисов оказалась не на высоте в этот раз. Мы все прекрасно понимаем, что пока еще можно говорить о болезнях роста, но главное, чтобы разработчики сделали правильные выводы из этого «стресс-теста поневоле». Тем более, что в России принят закон о взимании налогов с доходов по банковским депозитам, который вступает в силу со следующего года. Хотя массовой паники вкладчиков ждать не стоит, но очевидно, что часть из тех клиентов, чьи депозиты превышают 1 млн рублей, решат «переложиться» в другие инвестиционные инструменты, что усилит трафик в подобных сервисах.

С одной стороны, пиковые нагрузки – это определенный форс-мажор – не каждый год случаются такие потрясения на рынках. С другой – совершенно очевиден тренд на полный уход инвестиционного сегмента для розничных инвесторов в онлайн-формат, где именно оперативность и отсутствие сбоев будут решающим преимуществом.

  • Константин Воробьев
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Горячая цифра