Finversia-TV
×

Творчество буквально пронизывает жизнь любого человека A A= A+

24.03.2014

Андрей ДЕМИДОВ — высококвалифицированный управленец, специалист в строительном производстве: на его счету строительство Дома правительства Московской области, особой экономической зоны в Дубне, футбольной арены в Химках… Одновременно с этим он известен как автор многоплановых литературных произведений, в которых органично сочетаются точные исторические сведения и глубокое знание человеческой природы.

ДемидовБДМ: Каким образом ваша работа может быть связана с литературным творчеством?

Вся моя жизнь в профессии вот уже скоро как 30 лет связана со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений. Чем всё это похоже на литературное творчество? Очень многим! В строительном бизнесе вы имеете дело с долгосрочным и краткосрочным планированием. При создании романа — тоже. Вы разрабатываете план всего романа и план каждой главы. В строительстве и эксплуатации вам приходится на каждом шагу адаптировать свои решения к изменяющимся обстоятельствам: то деньги кончились, то производители прекратили выпускать материал, то изменилось законодательство… В литературе — то же самое. То литературные герои получаются слишком комичными, то сюжетная линия слишком скучной, то знаний о предмете не хватает. И в бизнесе, и в литературе нужны одинаковые качества — «длинная» воля, а не сиюминутный порыв и задор. Нужны изобретательность, знание человеческой психологии, социальных законов и закономерностей, уверенность в себе и нацеленность на конечный результат.

БДМ: О чём ваши романы?

Роман «Мысли» — о последних годах существования СССР и судьбе молодого человека, который находится под воздействием того общества. Роман рассказывает о том, что, по сути, поздний СССР — общество, мало чем отличающееся для простого человека от современного. Те же бандиты, та же чиновничья мафия, те же иностранцы, которые лезут нас учить, как надо жить, тот же непростой выбор жизненной дороги. Декорации другие. Вместо власти олигархов — власть партийной элиты, вместо ФСБ — КГБ, нет иномарок и «Сникерсов», но есть «Волга» и «Жигулёвское» пиво. Однако для молодого человека Дениса Алёшина это не так важно. Ему важна любовь и попытка понять, кто он.

Романы «Золотая лоция» и «Тайны звенящих холмов» объединены между собой временем — 630–633 годы нашей эры — и главными героями. Эти произведения описывают момент, когда на территории современной Московской области в результате смешения разных народов, начинает формироваться общность, которую в IX веке в византийских документах назовут Русью. В романе, в походе в Европу за сокровищами, участвует дружина, состоящая из разных племён. Они по-разному думают, по-разному говорят, у них разные имена и жизненный уклад, но они уже вместе.

Роман «Рекруты Натоотвааля» — классический фантастический роман в духе Айзека Азимова, Клиффорда Саймака и братьев Стругацких. Если исключить футуристические технические детали и перипетии приключений нескольких астронавтов-землян, волей случая попавших в качестве солдат на войну между двумя империями, то роман повествует о человеческой смелости, находчивости и надежде.

БДМ: Ваши произведения затрагивают тему истории, новейшей или давней, — а чему, как вам кажется, история способна научить современного человека?

История для современного человека — это учебник, где собраны варианты будущего. Всё, что мы имеем в современности, если отбросить технологические детали и разницу в аксессуарах, уже было, и даже не один раз. Древний Рим и его взаимоотношения с миром, как зеркало, повторяют Соединённые Штаты Америки, а до этого повторяли Российская империя и Англия. Смена векторов культурного развития от гуманизма к антигуманизму полностью кооптирует процесс погружения Европы в тёмные века средневековья после разрушения античной культурной традиции в III–V веках нашей эры. То же самое происходит с политическими и экономическими коллизиями. Изобретение книгопечатания в XV веке дало такой же революционный толчок к изменению социальных отношений, как появление Интернета в широком пользовании в конце XX столетия.

БДМ: Что вам необходимо для вдохновения?

Наверное, для всякого человека вдохновение — это то, что отличается от обычного состояния. Радость или грусть, любовь или нелюбовь к чему-то, зависть или благодарность. Эмоции — это главная часть вдохновения. Вторая часть — предчувствие, предчувствие того, что ты можешь сделать, способность увидеть то, чего нет, и захотеть это воплотить. Что нужно, чтобы возникли эмоции? Нужно быть живым человеком, не бояться эмоций, уметь их контролировать. Но опять можно подчеркнуть, что для прозы вдохновение играет ключевую роль при задумке произведения, однако в процессе работы над крупным прозаическим произведением нужны уже не эмоции и вдохновение, а упорная работа.

БДМ: Вы конструируете своих персонажей или они, как говорится, сами приходят?

Персонажи — это инструменты, с помощью которых автор раскрывает суть описываемых событий и замысел произведения. Простой пример: если вы пишете роман о героизме медиков, вам не удастся обойтись без образа врача и образа пациента, если о строителях — без образа инженера и рабочего. Но может оказаться, что герой, действуя в вымышленной реальности, ведёт себя иначе, чем это предполагалось при разработке сюжета романа. Лично я стараюсь дать героям пожить, если логика толкает их на поступки в своём мире, отличные от задуманных мной изначально. В конце концов, это их мир. После того как они там начали жить, мне остаётся только записывать. То есть я конструирую персонажей только в начале, а потом они живут самостоятельно в параллельной реальности романа.

БДМ: Творческие люди обычно отличаются тем, что иначе воспринимают даже самую что ни на есть обыденную повседневность, преображая и переосмысливая эту реальность в своих произведениях. У вас есть подобный опыт?

Творчество вообще, в широком смысле, это создание продукта с новыми свойствами, или создание привычного продукта новыми способами, и непременно с высоким эстетическим и потребительским качеством. Если принять такое определение творчества, то оно буквально пронизывает жизнь любого человека. Другой вопрос, что творчество может быть ориентировано на разное количество потребителей. Творчество Микеланджело ориентировано на всех людей вне временного контекста, а творчество дяди Вани, который закрыл пятно на стене фотографией пуделя, ориентировано только на него самого. Получается, что чем лучше творческий человек отдаёт себе отчёт в том, где он находится и для чего нужно его творчество, тем большего успеха он добивается. Ведь потребителем творчества является человек, общество. И чем лучше художник в него встроен, чем он более адекватен, тем он более востребован. Значит, творческий человек всё-таки видит мир так же, как и другие люди.

БДМ: Если в процессе работы над книгой какая-то сюжетная линия заводит вас в тупик — как вы из него выходите? Что вам в этом помогает?

Сюжетная линия не может завести меня в тупик. Я ведь сам её разрабатываю. В процессе создания произведения могут возникнуть сложности между объёмом произведения, удобным для прочтения потребителем, и замыслом, который нужно в романе осуществить. Вот в романе «Золотая лоция» поход дружины Стовова должен был закончиться на берегу Атлантического океана, но это дало бы роман в 600 страниц. Тяжёлая книжища, как сказали бы сегодня блогеры, «много букв». Пришлось оставить героев в тот момент, когда они пересекли границы королевства Франков. А так, если в сюжете возникают затруднения или нестыковки, они решаются как обычная логическая задача в двоичной системе «хорошо–плохо».

БДМ: В вашем романе «Мысли» обыгрывается тема необычных способностей, пробудившихся у обычного человека и ставших для него не столько подарком, сколько бременем. Почему дар ясновидения оказывается сродни тяжкому испытанию? Нужны ли вообще современному человеку способности, выходящие за рамки обыденности?

У главного героя романа, студента Дениса, не совсем дар ясновидения, скорее это продвинутый анализ действительности, помноженный на визуальные образы, рождаемые подсознанием. Это в большей степени следствие интеллекта и внутренней раскрепощённости. Люди, обладающие великим даром, чаще всего несчастны, они изгои, и я никому не пожелаю такой судьбы. Моцарт, Циолковский, Тесла были несчастными людьми. Я предпочитаю развитые способности всяким невероятным талантам. Билл Гейтс, Наполеон, Нобель, Ротшильд были счастливыми людьми. Они контролировали свои дарования и сопрягали гениальные способности с практической жизнью, переводя их в конкурентные преимущества и в тривиальные деньги. Если бы вы могли себе представить, какие гигантские суммы заработал Наполеон Бонапарт на контрибуциях с поверженных европейских монархий под гениальным лозунгом «свобода, равенство, братство», вы со скепсисом смотрели бы на рентабельность Газпрома…

БДМ: Можно ли назвать тему Великого переселения народов, одну из центральных в «Золотой лоции», вновь обретшей актуальности в наши дни? Что побудило вас к ней обратиться?

Тема великого переселения народов в III–VI веках от Р.Х., которое началось из-за климатических изменений, превративших плодородные пастбища великой степи от Китая до Днепра в выжженную солнцем полупустыню и изменивших экономический уклад огромной территории, имеет, конечно, перекличку с современностью. Великое переселение народов изменило социальную, экономическую и политическую карту Европы не в одночасье. Восточная Римская Империя, которая нам известна как Византия, просуществовала после IV века ещё тысячу лет! Сейчас мы видим, как народы Востока наступают на Запад, и этому движению не будет конца, пока мир не изменится до неузнаваемости, но это процесс длительный, не на одно столетие.

БДМ: Чтобы преуспеть в различных областях, надо уметь составлять расписание дел. Как вам удаётся всё успевать?

При насыщенной деятельности, состоящей из одного или нескольких направлений, следует планировать. Долгосрочное планирование определяет задачи и цели на десятилетия, среднесрочное — на год, а текущее — на месяц и на день. Так вы можете очень плотно размещать свои дела и даже сочетать в одно время несколько дел. Ещё важно уметь выделять наиболее важные дела, от которых зависит успех месяца или года и ради которых можно пожертвовать исполнением других, менее важных. Это создание системы приоритетов. Если вы покупаете стиральный порошок по плану дня и из-за этого не успеваете на подписание договора, который принесёт вам хорошую прибыль, значит, вы не понимаете сути планирования… Отчасти в шутку могу ещё сказать, что если вы всё успеваете, значит, взяли себе слишком маленькую нагрузку.

БДМ: Можно ли вывести простую формулу успеха?

Простая для понимания и краткая формула достижения успеха, на мой взгляд, — это правильный выбор цели, плюс навыки по её достижению, плюс упорство в её достижении. Простая для выражения и краткая формула достигнутого успеха — возможность жить как счастливый человек и внутренне быть при этом счастливым человеком.

БДМ: Бизнес способен дисциплинировать творческий процесс?

Творчество и бизнес способны дисциплинировать друг друга в человеке. Эти вещи взаимно связаны. Чайковский, кстати, писал балеты не просто так, в пустоту, а применительно к запросам театральной общественности того периода. И постановки этих балетов при жизни приносили ему доход. То же самое с Моцартом, Микеланджело, Толстым. Создавать такие объёмные произведения, как «Лебединое озеро» или роспись Сикстинской капеллы, невозможно без жёсткой внутренней самодисциплины.

БДМ: Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас мне необходимо подготовить к изданию фантастический роман «Рекруты Натоотвааля. Хроника войны», дописать вторую половину романа о Сталинградском сражении под названием «Сны», переработать поэму «Сказка о колдунье Лебеди и витязе Потоке» и продолжить работу с эстрадной исполнительницей Наталией Гулькиной над моей пятой песней для её репертуара. Эту работу продюсирует Игорь Горячев, который является и издателем моих романов.

БДМ: Какая у вас творческая мечта?

Выпустить красиво оформленное собрание сочинений, сделать рок-оперу на «Колдунью и витязя» и снять фильм по «Золотой лоции».

Беседовал Алекс ГРОМОВ

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »