Finversia-TV
×

Спрос на профессионалов есть всегда A A= A+

24.03.2014

ГостеваЕлена ГОСТЕВА

28 февраля в Финансовом университете при Правительстве РФ прошла 5-я конференция «Рынок труда в финансовой сфере».

Организаторами конференции по традиции выступили информационное агентство Bankir.Ru, Финансовый университет при Правительстве РФ, Ассоциация региональных банков России, Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов и журнал «Банки и деловой мир».

Кадры1

Рынок соискателей кончился. А инновации?

«Мы находимся в рецессии, это слово уже стало можно произносить вслух, вследствие чего на рынке труда завершается «рынок соискателей» и начинается «рынок работодателя», — отметил модератор конференции Ян АРТ. — На банковском рынке эта ситуация помножена на замораживание кредитного рынка и сокращение числа банков. С 2005 года банкам требовались, прежде всего, продавцы. Сегодня — больше спрос на специалистов риск-менеджмента, тех, кто обеспечивает оптимизацию бизнеса. Около четырёх десятков банков потеряли лицензии, и это, в свою очередь, приводит к тому, что на рынке высвобождается несколько тысяч специалистов».

Ян АртПо-прежнему остаётся высокий спрос в инновационных для России сферах финансового рынка — рынок коллекторов, рынок кредитных брокеров.

Определённые потребности в кадрах испытывает сегмент форекс-брокеров, которые выходят из тени и уже второй год находятся в процессе эволюции к регулированию. Банкиры ставят вызовы перед вузами, говоря о том, что разрыв между фундаментальными знаниями и реальностью по-прежнему есть, этот «зазор» покрывается за счёт корпоративных центров, где ведётся точечная доводка специалистов.

Кадры2

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Марина ФЕДОТОВА отметила, что объективно темпы роста на развивающихся рынках упали, и инвестор нашёл другие точки роста — вернулся на развитые рынки. В России идёт укрупнение и огосударствление банков, меняется внешнее окружение, меняется сама сфера, и изменения на рынке труда неизбежны. Многие работодатели финансовой индустрии видят в университете своего партнёра. Год назад вуз получил право разработать свой образовательный стандарт, который может отличаться от государственного. «Поэтому мы сейчас проводим серию встреч, цель которой — понять, какие же параметры нужны потребителям наших выпускников. Да, мы уже поняли, что надо давать более глубокие знания по риск-менеджменту. У нас очень глубокая подготовка оценщиков, спрос на которых растёт во время турбулентности на рынках. И мы готовы к коррекции программ обучения в финансовой сфере с учётом сегодняшних потребностей рынка».

Заместитель директора Банковского института НИУ ВШЭ Александр ПУШКО считает, что работодателю важно пригласить на работу специалиста успешного. Даже на падающем рынке есть категории работников, которые могут выбирать работодателя и делают это осознанно, выбирая того, кто может предоставить им личностный, профессиональный рост. Слагаемые успеха в карьере — способности, уровень профессиональной подготовки, уровень мотивации и уровень социализации человека в обществе. По мнению спикера, кризис — это не только потери, но и серьёзные возможности, поэтому мы должны адаптироваться к цикличности развития мировой экономики.

Директор Центра трудоустройства и развития карьеры Финансового университета Ирина ОХТОВА полагает, что показатель трудоустройства выпускников по полученной специальности — одна из главных оценок успешности вуза. В Финансовом университете более 80 тысяч студентов, причём 11 тысяч — только в Москве, плюс 36 филиалов по всей стране. Из созданного в 2000 году отдела по содействию трудоустройству выпускников из двух человек выросло управление по содействию развитию карьеры — такой структуры нет ни в одном вузе. Управление сотрудничает с более чем 700 работодателями, и каждый год в него обращается более полутора тысяч выпускников. Ирина озвучила просьбу вуза к работодателям, чтобы они брали студентов на стажировку пораньше, примерно с III курса, так как ребята готовы работать в этот период бесплатно, а к V курсу они уже, как правило, определились с местом работы.

Своими впечатлениями о кадровой ситуации на финансовом рынке поделился генеральный директор издательского дома «Регламент» Антон АРНАУТОВ, отметивший, что его заметки основаны скорее на жизненных наблюдениях. А видит он то, что многие его знакомые, занимавшие раньше ведущие посты в банках, оказались без работы, и финансовые форумы стали всё больше превращаться в кадровые агентства. Современные технологии продолжают развиваться, и грядут новые сокращение и оптимизация персонала. Число резюме, поступающих на банковские позиции, уже выросло в 3 раза. По мнению эксперта, эти люди ищут в банке спокойную и тихую гавань и вряд ли хотят создать что-то новое. С другой стороны, сейчас в рабочую пору вступает поколение демографического провала начала 1990-х. Так что кадровая чехарда, начавшаяся в этом году, будет усиливаться. Банкам надо научить бизнес и IT и разговаривать на одном языке, считает издатель. Нужны люди, которые могут адаптироваться к изменениям, нужен приток «свежей крови» — причём не из банков, а из других сфер бизнеса. Что касается обучения, то разрыв между банками и вузами будет углубляться, так как жизнь не хочет мириться с консерватизмом.

Ян АРТ отметил, что наши банки семь–восемь лет жили под лозунгом инноваций и работы для молодёжи, но всё это было ширмой кредитного бума и безумно высоких ставок по кредитам. В итоге все инновации упёрлись в ненужную клиенту чашечку кофе или игрушку для ребёнка в офисе банка, хотя клиенту на самом деле нужен один и тот же продукт, знакомый ещё со времён Авраама, — деньги в рост. И нашим банкам пора бы возвращаться от безумных идей «инноваций» к классическому консервативному банковскому сервису. А это значит, что бизнес-процесс важнее маркетинговых ходов и гламурной упаковки. Что автоматически ставит перед банкингом вопрос о повышении качества бизнес-процессов за счёт внедрения профессиональных стандартов.

Сколько надо стандартов?

Директор центра по профессиональным стандартам НИИ труда и социального страхования Ольга ПРЯНИШНИКОВА рассказала, что пока доведено до «товарного вида» всего 28 профессиональных стандартов. Ещё 265 ждут утверждения, а всего для российского рынка будет разработано 800 стандартов. Однако нет понимания, сколько же вообще профессиональных стандартов нужно рынку России.

Обсуждение продолжил вице-президент Ассоциации региональных банков России Георгий МЕДВЕДЕВ, отметивший, что каждый крупный банк уже сделал квалификацию специалистов «под себя». А общеотраслевых стандартов нет — в квалификационном справочнике 1968 года всего пять банковских специальностей, хотя сейчас их реально на порядок больше. Он согласился с «антиинновационным» спичем Яна Арта, отметив, что в некоторых регионах Сбербанк сократил свои отделения и заместил их виртуальными офисами, где стоят лишь банкоматы и терминалы. В итоге население старшего возраста ушло на обслуживание в другой банк. Таков «ответ народа» на иные инновации, порой не слишком жизнеспособные.

Несколько прояснил ситуацию с числом профессиональных стандартов в финансовой сфере заместитель директора Института краткосрочных программ Финансового университета Олег ОЛЕЙНИЧЕНКО. По его словам, речь может идти о 125 финансовых профессиях: «Если мы воспринимаем профстандарты как запись в трудовой книжке, то хватит и 12 стандартов, а если как определение о квалификации — то их может быть и больше 125». Георгий МЕДВЕДЕВ напомнил, что в Сбербанке — 280 специализаций, в других банках — всего 30, а вузы формально выпускают лишь одного специалиста — экономиста банковской сферы.

Мнением практика поделилась Олеся ОВАНОВА, директор по развитию персонала Росбанка, сообщившая, что, по её опыту, 35% персонала — новички в банковском деле, которые приходят из других секторов рынка или после вуза. Поиск специалистов занимает минимум месяц, а иногда и до полугода — если банк ищет редкого специалиста, какими считаются финансовые и кредитные аналитики, рисковики, проектные менеджеры с «западным подходом», аудиторы, соответствующие международным стандартам. Она согласилась с тем, что «растить» хорошего специалиста нужно с III курса его учёбы в вузе. «А кто же должен нести ответственность за то, чтобы начинающий специалист как «товар» был хорош и чтобы покупателя товар устраивал?» — спросил вице-президент Национального платёжного совета Тимур АИТОВ. По мнению Олеси ОВАНОВОЙ, это вклад обеих сторон — и вуза и работодателя.

Студентов надо готовить к тому, что карьера начинается с нуля и придётся пройти путь банковского специалиста с самого низа. Главный редактор журнала «Банки и деловой мир» Людмила КОВАЛЕНКО спросила, почему банку приходится доучивать студентов: это что, прореха в программах обучения?

Эксперт ответила, что банку приходится доводить базовые знания выпускников разных вузов до того уровня, какой нужен: «Может быть, мы обучаем тех же рисковиков и специалистов комплаенс-контроля чрезмерно, но так мы избегаем рисков в дальнейшем».

50 соискателей на одну вакансию

Картинку сегодняшнего состояния рынка труда в финансовой сфере дала Элла МИХАЙЛОВА, руководитель департамента «Банки, инвестиции, страхование» компании Penny Lane Personal. Уровень безработицы в банковской отрасли будет расти, полагает она. Спрос на финансовых специалистов начал снижаться с ноября 2013-го и до конца прошлого года упал на 10%, а за первые два месяца нынешнего — ещё на 10%. По прогнозу эксперта, к середине года на каждую вакансию в банковской сфере будет приходиться по 50 резюме. В Москве стало сложнее найти работу, чем в регионах, там специалисты требуются больше, так как банки продолжают экспансию в регионы. «Уровень заработных плат пока по всему рынку остаётся тот же. Но всё же слегка просел, и это видно», — заметила она. Что касается сокращений, то, по мнению Эллы МИХАЙЛОВОЙ, большинство компаний занимают выжидательную позицию, но оптимизация будет. В результате число резюме на одну вакансию может дойти в будущем и до 80, и даже до 100.

Своими практическими наблюдениями поделился и руководитель кадрового сервиса агентства Bankir.Ru Владимир ВЕСНИН. По его мнению, соискатели на рынке труда в банковской сфере становятся сегодня более лояльными к работодателю из-за возможного кризиса рынка и потенциального роста безработицы на нём. Сейчас наблюдается устойчивый спрос на специалистов в сегментах обслуживания клиентов, риск-менеджмента и управления, однако «мы наблюдаем высвобождение персонала среднего класса в регионах в связи с сокращением количества банков и оптимизацией сетей».

По оценке эксперта, в условиях ликвидации зарплатной гонки работодатели будут больше внимания уделять неденежной мотивации, из которой, по данным опросов Bankir.Ru, банковских работников в наибольше степени привлекают удобный график работы (59%), медицинская страховка (57%) и возможность обучения за счёт работодателя (51%).

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »