В поисках «фишки» A− A= A+
Ян АРТ
Главный редактор агентства Bankir.Ru
Российские банки судорожно ищут новые драйверы. Привлекательный момент для клиентов. «Фишку».
Собственно, они всегда ее искали. Благо, финансовый рынок по российским меркам — сверхконкурентен и банкам недостаточно объявить себя «национальным достоянием» и спонсировать спортивные состязания. Им за клиента надо бороться.
Другое дело — как. Раньше было проще. Клиентам до зарезу была нужна одна главная «фишка» — деньги. Поэтому кредитный бум был самодостаточной «фишкой». Потому что брали: на машину, на домашний кинотеатр (2 метра по диагонали, 16 колонок), на новый холодильник с вертикальным взлетом, на Канары, на свадьбу, на пропой. Банковские «фишки» тех времен были добрые, но вялые — так, «сбоку бантик». То банку варенья клиенту выдадут на новый год, то шарфик повяжут. А чего стараться, если клиент «спасибо» говорил уже за то, что не послали, выдали кредит и поверили, что вернет?
Дальше случился кризис, и «фишки» стали изощреннее. То за расчетно-кассовое обслуживание уже не банк взимает плату, а сам приплачивает. То (ввиду разорения банковской сети) банк объявляет, что главный тренд эпохи — дистанционное банковское обслуживание, и начинает клепать приложения для айфонов и айпэдов. Но то — «фишка» локальная. Выяснилось вскоре, что для того, чтобы привлечь клиента такой «фишкой», нужно как минимум, чтобы этот самый айфон-айпэд у него был. А у многих клиентов — нету. По причине того, что кредиты давно истрачены на другие «фишки» (см. список выше), а денег нет. Или — того хуже: клиент, который при деньгах, шельмец, айфоны-айпэды отдал своим неразумным чадам, а сам пользуется допотопными моделями. Чада же, по неразумности и тинейджерству, собственных денег не имеют и потому интереса никакого для банков не представляют. Несмотря на научные конференции по интеграции поколения Игрек и Зю в реальную жизнь.
Банк, подобно буржуину из старой сказки, крепко задумался. Как же привлечь клиента, когда исчерпаны привычные средства — банки варенья и коробки печенья? Птичек ему на карте нарисовали — не идет. Собачку любимую или бабу голую предложили в индивидуальном порядке на карте рисовать — опять не идет. Ко-бренд сделали с возможностью накопить мили и раз в год слетать в Прагу с четырьмя пересадками в Гонолулу, Барселоне, Медвежьегорске и на Маврикии — опять не идет, негодяй. Другой ко-бренд слепили — с возможностью получить скидку в 0,3% в привилегированном бутике в Столешниковом переулке, специализирующемся на продаже эксклюзивных диспенсеров для салфеток от Сваровски, — опять не идет.
А тут ситуация совсем изменилась. Теперь не клиенту нужны деньги, теперь самому банку они нужны. И «фишка» должна привлекать эти деньги в банк. Иными словами — играть на «накопительный тренд».
И вот тут, как выясняется, зияют пустоты. Совсем недавно участники состоявшейся в Казани финансовой конференции, организованной коммуникативным агентством Daily при участии Ассоциации региональных банков России, агентства Bankir.Ru и журнала «БДМ», констатировали: в России масштабно используются два крайних инструмента — банковские депозиты и форекс-трейдинг. А между ними — зияют пустоты. Если же брать банки, то, кроме депозитов, сегодня в них нет ни одного инструмента накопления и инвестирования. Сберегательные сертификаты не в счет — это лишь способ обойти обязательное страхование вкладов и «добровольно-принудительную» ставку. Продажа инвестиционных монет и ОМС — исчерпанный миф о вечном росте золота. ОФБУ — в глубоком кризисе, вызванном падением российского фондового рынка, а иных профессиональных навыков, кроме как купить и ждать, пока «отрастет», в большинстве своем управляющие ОФБУ не имеют. Хотя нет, многие из них умеют сами галстук завязывать.
Накопительная (инвестиционная, называйте, как хотите) «фишка» в банке давно назрела. Один банк ее придумает и выведет на рынок или сообща — не суть. Важнее другое — возможно, банкам стоит повернуться в поисках оной «фишки» к другим игрокам рынка. К форекс-брокерам, к инвестиционным компаниям (не модным, а хорошим), к бизнесу других сфер. Тем паче что у государства деньги для игрищ с фондированием заканчиваются. А у населения (во всяком случае, у трезвой его части) — только начинаются.
Словом, нужно что-то такое же, но «с перламутровыми пуговицами». Будем искать…
Кстати, именно этой теме будет посвящен один из круглых столов традиционного банковского форума в Сочи — «Банки и клиенты: новая философия взаимодействия», организованный агентством Bankir.Ru, журналом «БДМ», компанией Diasoft и издательским домом «Регламент». Будем надеяться, что это — только начало поиска.