В ЦМАКП разработали два сценария развития экономики на 2025-2026 годы A− A= A+

Базовый сценарий является умеренно-оптимистическим, но «санкционный» сценарий предусматривает снижение экспорта нефти и нефтепродуктов на 30 млн. тонн в этом году и на 43 млн. – в следующем.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Ирина Ипатова и ведущий эксперт Кирилл Михайленко подготовили аналитическую записку в связи с усилением санкционного режима и вероятным ростом добычи нефти в США.
Как отметили аналитики, в начале 2025 года существенно возросли риски ухудшения внешнеэкономической среды для российской экономики. Во-первых, в США были введены масштабные санкции против энергетического сектора российской экономики, в частности против таких крупных корпораций, как «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», а также компаний, которые занимаются страхованием морских перевозок («Ингосстрах» и «Альфа-страхование»), а также более 150 танкеров и других судов, связанных с перевозкой российских углеводородов. Кроме того, ужесточено влияние на посредников для соблюдения ими санкционных условий.
Во-вторых, президент Дональд Трамп анонсировал заметное увеличение добычи нефти в США, что может негативно отразиться на ценах на нефть на мировых рынках.
Для оценки возможных макроэкономических последствий этих санкций в ЦМАКП были рассчитаны два сценария: базовый, основанный на предпосылках, не учитывающих указанные выше дополнительные санкции, и санкционный.
Базовый сценарий по своим условиям является умеренно-оптимистическим, в нем не предполагается существенного ухудшения внешнеэкономической среды, внутренняя политика направлена на стимулирование государственных и частных инвестиций, не ставящее под угрозу финансовую стабильность, а также ожидается медленное смягчение денежно-кредитной политики, начиная с середины этого года.
Основные отличия в исходных предпосылках санкционного сценария от базового состоят в следующем: снижение экспорта нефти и нефтепродуктов на 30 млн. тонн в 2025 году на 43 млн. тонн в 2026 году и на 35 млн. тонн в 2027 году, а также соразмерное снижение добычи нефти. Кроме того, сценарий предполагает небольшое снижение экспорта трубопроводного газа – на 4-5 млрд. кубометров в год и некоторое падение добычи газа, а также более низкий уровень цен на нефть – примерно на $7 за баррель нефти марки Urals.
Расчеты по этим двум сценариям показали, что в случае реализации предпосылок санкционного сценария из экспортной выручки будет ежегодно выпадать около $50 млрд. Это станет основной причиной дополнительного обесценения рубля примерно на 9,1 руб. за $1 в среднем в 2025 году, на 19,3 руб. за $1 в 2026 году и на 22,9 руб. за $1 в 2027 году. Таким образом, среднегодовой курс доллара к рублю в 2027 году достигнет 132,3 руб. за $1 против 109,4 руб. за $1 в базовом сценарии.
Во многом благодаря ускоренному обесценению рубля возрастет уровень инфляции (по сравнению с базовым сценарием), предупредили в ЦМАКП. Индекс потребительских цен в этом году будет на 1 процентных пункта выше, чем в базовом сценарии, в 2026 году – на 0,6 п. п., в 2027 году – на 0,2 п. п.
Ожидается, что более высокий уровень инфляции в санкционном сценарии приведёт к дополнительному повышению ключевой ставки в первом полугодии до 23%, – подсчитали эксперты.
С середины года, как и в базовом сценарии, предусмотрено медленное снижение ключевой ставки. При реализации санкционного сценария прирост инвестиций в основной капитал снизится на 0,9 п.п. в этом году, на 0,4 п.п. в 2026 году и на 0,3 п.п. в 2027 году.
Динамика реальных располагаемых доходов населения в санкционном сценарии по сравнению с базовым снизится в 2025-2027 годах на 0,5 п.п., 0,1 п.п. и 0,3 п.п., соответственно.
Таким образом, расчеты по двум рассматриваемым сценариям показали, что указанное ухудшение внешнеэкономической среды окажет заметное негативное влияние на макроэкономическую динамику в ближайшие два года. По оценке ЦМАКП, прирост ВВП в этом году будет ниже на 0,4 п.п., в следующем – на 0,3 п.п. Ожидается, что эффект в 2027 году будет нейтральным. Данные цифры отражают разницу между базовым и санкционным сценарием.