Застраховал жизнь – спи спокойно A− A= A+
Государство собирается гарантировать защиту средств граждан в полисах инвестиционного и накопительного страхования жизни. Послужит ли создание системы гарантирования новым драйвером для рынка? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
В октябре стало известно о том, что Банк России разработал концепцию системы гарантирования на рынке страхования жизни. Гарантирование в этом сегменте будет основано на тех же принципах, что и в сфере страхования банковских депозитов и пенсионных накоплений.
Коротко о том, как будет работать новая система. В случае банкротства страховщика физическое лицо по договору страхования жизни (ИСЖ или НСЖ) сможет получить возмещение в пределах 1,4 млн рублей за счет гарантийного фонда. На инвестиционный доход гарантии не распространяются. Фонд будет формироваться из взносов страховщиков, его администратором станет Агентство по страхованию вкладов. Участвовать в системе, появление которой ожидается не ранее 2021 года, обяжут всех страховщиков жизни, рассказали в ЦБ.
Регулятор уже обсудил основные подходы концепции с Министерством финансов и планирует привлечь к дискуссии профессиональное и экспертное сообщество. Как отмечают в ЦБ, введение системы гарантирования обеспечит сохранность вложений граждан и «повысит уровень доверия населения к институту формирования долгосрочных накоплений через страховые компании».
Эксперты «за», но с оговорками
Идея создания системы гарантирования в сегменте страхования жизни давно обсуждалась на рынке, отмечают эксперты.
- С самого начала страховые компании не просто поддерживали эту инициативу, а сами лоббировали её, предполагая, что тем самым смогут простимулировать дополнительный спрос на страхование жизни, - напоминает Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности.
– Отрасль страхования жизни ни разу не давала поводов усомниться в своей платежеспособности, но еще один элемент сделает сегмент еще более устойчивым, – считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Данилов. – Страховщики конструктивно отреагировали на данную инициативу. Безусловно, волнует размер отчислений, который пока до конца не определен, но в целом отношение нейтрально-позитивное.
По мнению генерального директора «АльфаСтрахование-Жизнь» Алексея Слюсаря, появление системы гарантирования «даст позитивный импульс всему рынку инвестиционного и накопительного страхования». При этом целесообразно распространять данную инициативу только на вновь заключаемые договоры по инвестиционному и накопительному страхованию, отмечает Алексей Слюсарь.
Ждать ли взрыва продаж?
Увеличится ли число россиян, желающих инвестировать в полисы страхования жизни, после того как на этом рынке заработает институт гарантирования? На первый взгляд, ответ должен быть утвердительным. Но всё не так просто, полагают эксперты.
- Наличие гарантий со стороны АСВ всегда является важным аргументом для вкладчиков, и потребители всегда интересовались наличием подобной гарантии у страховых компаний. Учитывая долгосрочность классических программ страхования жизни, введение гарантий послужит хорошим аргументом при выборе клиентом страхования жизни, - уверен Максим Данилов.
Состав активных участников рынка страхования жизни достаточно узок, отмечает Павел Самиев. «Более 90% всех взносов по страхованию жизни (если брать ИСЖ и НСЖ) собирают менее 10 компаний. В основном, это дочерние компании крупных банков. Эти же банки, как правило, и продают полисы. Поэтому все вопросы доверия и репутации – они, в первую очередь, связаны с тем банком, который продаёт полисы. И так как на рынке доминируют крупные участники, то гарантирование – это дополнительный плюс с точки зрения продаж, но оно не способно драматически изменить объёмы спроса на страхование жизни, стать новым драйвером для рынка, - говорит Павел Самиев. – Определённое стимулирующее воздействие может быть заметно в части агентских продаж».
- Конечно, влияние на рынок будет, - добавляет Самиев. – Но не стоит ждать такого мощного эффекта, как в своё время при введении страхования вкладов на банковском рынке. И такого, какой мог бы быть лет 7-8 назад при введении этой системы на рынке страхования жизни.
Павел Самиев поясняет, что впоследствии на клиентов оказали негативное влияние сообщения о низкой доходности полисов страхования жизни. По этой причине некоторые клиенты не хотят покупать или возобновлять их. Фактор гарантирования для них не является принципиальным.
Кто платит?
Ещё один важный вопрос заключается в том, кто в конечном счёте понесёт издержки, необходимые для содержания системы гарантирования. Повлияет ли новый механизм на доходность инвестиций в полисы страхования жизни? Могут ли на его фоне увеличиться комиссии либо появиться новые их виды?
- Как я говорил ранее, все зависит от размера отчислений. Первичные расчеты, которые мы видели, не являются обременительными, - комментирует Максим Данилов. – Очевидно, что механизм гарантирования будет влиять на экономику продукта, но мы рассчитываем, что крайне незначительно для клиента и компании.
- Важно установить разумный размер отчислений страховых компаний в гарантийный фонд, чтобы в конечном итоге создание новой системы не стало причиной ощутимого роста цен на программы для клиентов, - рисует более конкретные перспективы Алексей Слюсарь.
Какой размер отчислений можно считать «разумным», в «АльфаСтрахование-Жизнь» не уточняют.
- Позитивное влияние на спрос, которое проявится в результате создания системы гарантирования, совсем не обязательно покроет издержки, которые компании обязаны будут нести для пополнения гарантийного фонда, - предполагает Павел Самиев.
Могут ли издержки уменьшить доходность полисов? На этот вопрос ответить непросто, ведь к величине доходности и так есть вопросы, отмечают эксперты.
- Главная проблема рынка страхования жизни, надо признать, - очень большие комиссии за продажу полиса. При продаже других инвестиционных продуктов банками – ПИФов, ИИСов – комиссии взимаются однозначные. А в страховании жизни – сплошь двузначные комиссии (10-30%, а то и выше). Вероятно, рынок придет к более сбалансированному уровню комиссий и при этом преодолеет негатив, который сформировался в период слишком активных продаж. Тогда рынок может получить новый импульс к развитию, в том числе за счёт системы гарантирования.