Finversia-TV
×

Жалко у пчелки. Рубль, рост цен и круиз в Туркменбаши A A= A+

26.06.2022

Конина на ПМЭФ и инфляция в России. Экономика и курс рубля: июньские тезисы. ОСАГО резко дорожает. Рост цен на продукты и «незаякоренные» россияне. Россия начнет строить самолеты. «Паровоз западной экономики летит в стену». Простые рецепты и пчелки.

1.

Экономика России в последнее время расцвела новыми деталями, проектами, прогнозами и оценками – Петербургский международный экономический форум стал традиционной площадкой для этого процесса. Форум собрал представителей всех трех ветвей власти, губернаторов и всех тех, кто купил билет для участия стоимостью 900 тысяч рублей. Ну, плюс участникам форума пришлось тратиться на бизнес-ланч стоимость 4,5 тысячи рублей и прочие сопутствующие умственной деятельности потребности трудовых будней.

«Комсомольская правда» дотошно изучила меню ПМЭФ, обратив внимание на вино под 300 тысяч рублей за бутылку и конину почти по 10 тысяч рублей. Правда, справедливости ради надо отметить, что это, если верить меню, это была не обычная, а молодая конина.

Впрочем, о пожилой конине в последние дни тоже вспомнили. Россиянам предпенсионного возраста, оставшимся без работы, решено все-таки начислять пособия по безработице не в сумме 8 тысяч рублей, а 11 280 рублей – такое решение принято после соответствующего вердикта Конституционного суда России. А в Госдуме допустили внеплановое увеличение социальных пособий россиян, но при одном условии – если инфляция будет «существенной».

Между тем Росстат сообщает, что инфляции в июне нет, а наоборот – есть дефляция, то есть снижение цен. Особенно по части овощей. Очевидно, что цена молодой конины на Петербургском экономическом форуме в расчеты Росстата явно не попадает. Так что с внеплановым повышением пособий придется обождать. Удовлетворимся тем, что минимальный размер оплаты труда пока превышает стоимость конины на петербургском форуме практически на 25%. Ну, а заодно – разнообразием экономических реалий в нашей необъятной стране: одним – жареных жеребят, другим – месячные пособия, сравнимые по размеру с порцией жеребятины. Видимо, весь вопрос в том, кто ты в этой жизни?

2.

Но не все участники ПМЭФ пожирали маленьких жеребят – некоторые удовлетворились борщом. Например, о желании попробовать борщ заявили прибывшие на форум представители движения «Талибан»*. Того самого, которого по закону требуется отмечать сноской «организация, запрещенная в РФ». Именно это сделала уже упомянутая «Комсомольская правда»: обозначила требуемое и поинтересовалась планами талибов. Как выяснилось, цель талибов – «договориться о сотрудничестве с компаниями-поставщиками газа, нефти и зерна». Немного смущает, конечно, что «Талибан» решением Верховного суда России признан не просто запрещенной, а террористической организацией. С другой стороны, газ, нефть, зерно – ну как не пойти на некоторые компромиссы? Да и русский борщ террористам попробовать тоже хочется. Не все же мировые революции устраивать…

Кроме конины и борща в меню ПМЭФ были разговоры об экономике. Об этом так много и обильно сообщали в дни форума СМИ, что пересказывать неделю спустя нет смысла. Пройдемся только по главным тезисам.

Российскому капиталу надо возвращаться домой, равно как и детям российских капиталистов, считает президент России Владимир Путин.

Рубль слишком укрепился, оптимальный для бюджета страны курс – 70-80 рублей за доллар, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

России нужно обзавестись доктриной технологической безопасности и «аккуратно перенастроить бюджет», сказал министр финансов Антон Силуанов.

Глобализация нам некомфортна, добавил он же. Но из Всемирной торговой организации мы выходить не станем, уточнил заместитель министра иностранных дел Александр Панкин, потому что, видимо, дискомфорта не боимся.

Конфискации валютных вкладов и запрета доллара в России не будет, но снять ограничения на наличную валюту в условиях санкций невозможно, сказала глава Центробанка Эльвира Набиуллина. А ее заместитель Алексей Заботкин отметил, что Банк России не согласен с идеями Белоусова насчет таргетирования курса рубля, потому что Банк России годами таргетировал не рубль, а инфляцию и руку сбивать не намерен..

Еще надо бы запретить работу иностранных банков в России, заявил президент ВТБ Андрей Костин.

Прогнозы по социально-экономическому развитию России на 2022-2025 годы будут улучшены, потому что «те меры, которые так интенсивно принимаются, дают свой результат», сказал министр экономического развития Максим Решетников.

В общем, все выглядит весьма оптимистично, а форум сам был похож на съезд победителей или ассамблею энтузиастов. И оно, в общем-то, правильно. Рубль укрепили. Доллар не запретили, просто заперли от греха подальше. Макдональдс заменили отечественной сетью. Вместо «импортозамещения» ввели термин «технологический суверенитет». Обнаружили дефляцию вместо инфляции. Повысили МРОТ и пособия безработным предпенсионерам до жеребячьего уровня. А что до рисков потери технологий и всяких там компьютерных приблуд, то, как заявил глава Росатома Алексей Лихачев, «квантовая техника придет на смену привычным компьютерам». Что напоминало незабвенное бендеровское: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке».

3.

Кстати, о «железных конях». По предложению Центробанка, этим летом стоимость полиса ОСАГО увеличится сразу на 26%. Причина – подорожание запчастей, которое Российский союз автостраховщиков оценил в среднем в 28,7%. «А как же пресловутое снижение цен?» – пискнет в этом месте озадаченный россиянин. А цены надо считать по овощам, а не глядеть на всякие страховки, автомобили, запчасти к ним и прочие излишества всякие нехорошие.

Этим же летом сим-карты, выдаваемые телефонными компаниями своим клиентам, стали платными. Причина – удорожание этих сим-карт в 3,5 раза. «А чего вдруг они подорожали?» – поинтересуется телефонолюбивый россиянин. А потому что российским сотовым операторам «пришлось отказаться от закупок у западных производителей и перейти на китайские сим-карты», поясняют эксперты, опрошенные «Коммерсантом». «А, понял!» – осознает россиянин. – «Это, сталбыть, мы имели дешевые сим-карты от недружественного нам Запада, но сейчас осознали, что глобализация нам некомфортна и будем брать сим-карты в 3,5 раза дороже у дружественного нам Китая!».

Почему-то опять вспоминается в связи с этим любимая поговорка принца Лимона: «Избавь меня, господи, от друзей, а от врагов я как-нибудь сам избавлюсь».

4.

Впрочем, проблемы сейчас с ценами – не только у россиян. Тут как раз РИА сообщило о проблемах европейцах, которым, беднягам, придется выбирать между едой и личным автотранспортом. Портал «Солянка.Инфо» даже усилил эту тему, опубликовав заметку «ЕС пришло время выбирать между личным автотранспортом и пищей». А далее рассказывается о бедах жителей Британии, которые заливают в автомобили растительное масло. Какое отношение жители Британии после Брекзита имеют к Евросоюзу – одному Богу и Солянке.Инфо известно…

Впрочем, вернемся к нашим ценовым реалиям. Итак, уже несколько недель кряду Росстат констатирует снижение цен. Как мы выяснили, подорожание ОСАГО не в счет – это не предмет необходимости. И сим-карты не в счет. Еще отмечают, что загородная недвижимость подорожала на 23%, но и она не в счет – ибо неча. К тому же связано это с подорожанием строительных материалов, но и они не в счет.

Фиксируются и всплески цен на продукты, но они объяснимы. В Воронеже рост цен на продукты чиновники объяснили сбоями логистических цепочек. В Пензе на запрос местного депутата чиновники ответили, что причина роста цен – в «определенной социально-экономической ситуации».

Но интереснее всего объяснили рост цен в Калининградской области. Там подорожание таких продуктов как курица, макароны, рис и гречка объяснили «подорожанием кормов, витаминов для птиц, инкубационного яйца и увеличения расходов на логистику и упаковку». И еще напомнили, что у нас свободная страна и власти никак не могут влиять на ценобразование свободного предпринимательства.

В общем, если кое-что и кое-где у нас порой и растет в цене, так то (как всегда) виноваты неотлаженные «логистические цепочки» (будь они неладны), «тары и упаковки» (чтоб им пусто было), инкубационное яйцо и свобода предпринимательства…

5.

По прогнозу Центробанка, в этом году инфляция составит 14–17%, в 2023 году – 5–7% в 2023 году, а в 2024 году вернется к 4%, которые издавна были пресловутым «таргетом» инфляции в России. Правда, ЦБ отмечает, что «проинфляционные риски в России остаются существенными» и что действие проинфляционных факторов «может усиливаться высокими и незаякоренными инфляционными ожиданиями» россиян.

«А как же их заякорить-то, окаянных?» – задастся вопросом проинфляционно настроенный россиянин. И тут выясняется, что никак, поскольку россияне ну просто в упор не видят дефляции, которую так скрупулезно разглядел Росстат.

Например, согласно опубликованным на днях результатам опроса фонда «Общественное мнение», 16% россиян заметили существенный рост цен на алкогольные напитки, 42% респондентов последний месяц наблюдали заметный рост цен на сахар, 40% – на молоко и молочную продукцию, 35% – на хлеб, 34% – на рыбу и морепродукты, 33% – на растительное масло, которое безбожные британцы льют в автомобили, 32% – на крупы и макароны, 28% – на яйца, а 43% – заметили существенный рост цен на мясо и птицу.

А Росстат продолжает настаивать, что цены в России не растут пятую неделю подряд и даже снижаются. Особенно, если говорить про овощи… Особенно, если про пресловутый «боршевой набор» без мяса – мечту индийских браминов и прочих вегетарианцев. Так что, судя по всему, «заякорить» инфляционные ожидания упертых россиян можно только одним способом – строго сказать им словами классика: «Переходите на овощ или мы распрощаемся».

6.

Но не только ценами, а еще и проектами красна экономика России. Об одном таком проекте поведал депутат Госдумы Ринат Аюпов в минувшую пятницу на Чебоксарском экономическом форуме, который перенял эстафету от экономического форума в Петербурге (больше форумов – хороших и разных!). Лайнер «Петр Великий» позволит объединить речной и морской туризм, заявил парламентарий, рассказывая о строящемся в Астрахани туристическом судне. Речь, правда, идет только об одной реке – Волге, и только об одном море – Каспийском, но звучит красиво. Так что совсем скоро туристы смогут воспользоваться новым круизом по Каспию, с заходом, как уточняют амбасадоры проекта, в Актау, Туркменбаши, Баку и Махачкалу.

Еще один проект, представленный на экономическом форуме (опять на Петербургском, а не на Чебоксарском) – реновация Мурманского рыбного порта. Правда, тут наметилась проблема. Руководители рыболовных предприятий обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину: реновация приведет к остановке рыбного порта в Мурманске, который обеспечивает 14% потока рыбы в стране и всего рыбного промысла на севере. Мол, заниматься этим именно сейчас, когда стоит вопрос об обеспечении страны продовольствием, несколько странно. Но рискну предположить, что бизнес по реновациям куда как прибыльнее, чем бизнес на рыбе, так что посмотрим, кто кого переборет.

А тем временем чиновники говорят об еще одном проекте – обновлении российского авиастроения. Как заявил в интервью РБК вице-премьер Юрий Борисов, через 3-5 лет в России начнут массово строить самолеты. Напомним, что в начале 2010-х годов в России выпускалось от 40 до 60 пассажирских самолетов в год, а в последние годы – 30-40 бортов в год. Но теперь, когда чужих аэропланов не предвидится, надо, засучив рукава, возрождать массовое отечественное авиастроение.

Собственно, задача такая была поставлена еще в 2005 году, когда была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. Позже, когда потребовались новые свершения, была предпринята новая попытка реформы авиастроения. В этот раз – на прорыв в статусе председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации был брошен Анатолий Сердюков, опытный государственный деятель, менеджер универсального типа, в течение двух десятилетий сумевший руководить такими разноплановыми организациями как секция магазина № 3 Ленмебельторга, Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Санкт-Петербургу, Федеральная налоговая служба и министерство обороны России. В прошлом году г-на Сердюкова в Объединенной авиастроительной корпорации, правда, сменили другие лица, но борьба за отечественное авиастроение, начавшаяся в 2005 году, продолжается. И через пять лет, когда борьбе исполнится аккурат 22 года, как видим, обещают выдать на гора массовые отечественные аэропланы. Российская империя, которая уже однажды ставила такую задачу в 1911 году, сумела к 1917 году построить 5600 самолетов, почти по 100 бортов в год, даже если не считать самые простейшие модели. Так что есть на что равняться. А коль справимся во второй четверти XXI века с задачей строить самолеты – глядишь, и телефоны с телевизорами начнем в планы вставлять…

7.

А если кому-то кажется странным, что страна, бывшая некогда вместе с Францией лидером авиации, заново вынуждена ставить задачи авиастроения, то таким следует напомнить, что на Западе сейчас вообще на паровозах летают.

Недавно заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что «паровоз западной экономики летит в стену на полных парах». Потому как «у них» – инфляция и прогнозы по падению экономики. А у нас – осталось «заякорить» проинфляционные ожидания россиян и, как обещал г-н Решетников, улучшить прогнозы. А прогнозы, надо признать, мы улучшаем гораздо быстрее, чем авиацию. Потому что прогноз – это полдела в России. А другая половина – это стратегия развития на период с цатого по цатый и до цатого года. А третья половина – это вера в лучшее. Как заметил на все том же Петербургском экономическом форуме бывший министр экономического развития, а ныне помощник президента Максим Орешкин, «У меня иногда складывается ощущение, что у кого-то либо желание навредить стране – сказать, что все, катастрофа, закрываемся, уезжаем, – либо на самом деле ПРОСТО такое вот неверие в собственную страну, неверие в собственные силы. И события, которые сейчас происходят, – как реагирует государство, как реагирует бизнес, как реагируют люди на происходящую в экономике ситуацию – говорит ПРОСТО о том, что мы справились. Мы сильная страна, мы сильные люди, мы умеем решать задачи. Мы умеем достигать результата. Верить надо в себя ПРОСТО».

Так что – всё просто.

И эту простоту (которая хуже… ну, вы меня поняли) подтвердил на Петербургском экономическом форуме еще один чиновник – министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

На вопрос журналиста, жалко ли ему, что компания IKEA уходит с российского рынка, министр ответил совсем просто: «Жалко у пчелки».

Вот так просто, с юмором, решается проблема нескольких предприятий и несколько десятков российских поставщиков шведской компании, оставшихся без заказов. Правда, есть опасения, что чиновники, лихо отвечающие в стиле 13-летних подростков, своими «жалко у плечки» могут вызвать у россиян неудобные ассоциации. Например. Такие: «Это неправильные пчелы. Наверное, они дают неправильный мед».


* Организация, запрещенная в РФ.

  • Ян Арт
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »