Finversia-TV
×

Моё и ваше — стало нашим? A A= A+

10.02.2015

ФОТО президиум

4 декабря в здании РСПП на Котельнической набережной состоялась международная конференция «Экономические, юридические и финансовые аспекты евразийской интеграции и опыт стран европейского сообщества».

Мероприятие началось за два часа до выступления Владимира Путина с президентским посланием, и эта вторая «конференция» незримо присутствовала в зале, политизируя демонстративно аполитичную стилистику, принятую на подобного рода встречах. Даже глава РСПП Александр ШОХИН не удержался и привёл весьма неординарную оценку украинской ситуации, которую в разговоре с ним высказала недавно директор-распорядитель МВФ Кристин ЛАГАРД. По её мнению, «без восстановления торговых связей между Россией и Украиной никто не в состоянии поднять украинскую экономику. И если для этого необходимо отменить санкции — их надо отменять».

Но если международную торговлю с Украиной предстоит восстанавливать, то между странами Евразийского союза — отменять. С этого удивительного факта и начал своё выступление Александр ШОХИН. Не только для меня, полагаю, но и для многих предпринимателей такая задача и сейчас ещё воспринимается как нечаянно грянувший гром. Кооперативные связи между бизнесом трёх стран весьма тесные, и практика взаимодействия давно сложилась. Между тем с 1 января этого года, как справедливо напомнил г-н Шохин, наступает новая эра, и «всё, что привычно считалось внешнеэкономической деятельностью, становится теперь — нашей внутренней жизнью». В первую очередь это, естественно, связано с изменением процедур — «бизнесу предстоит выстраивать отношения с Евразийской комиссией». Читателям нашего журнала, в частности, нужно будет протаптывать дорожку в Алма-Ату, где расположен финансовый центр этой комиссии.

На сущностном содержании этого процесса остановился министр экономики и финансовой политики Евразийской комиссии Тимур СУЛЕЙМЕНОВ. Общая задача известна и понятна всем: обретение четырёх свобод — в движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Но путь к цели всё ещё тернист. «Если в целом по товарам мы должны сформировать единый рынок к 2016 году, то по алкоголю скорость намного скромнее. Причина в акцизах, которые в каждой стране свои, и если сразу открыть шлюзы, то мы спровоцируем мощные потоки «серого импорта». Но с другой стороны, налоговая сфера не допускает резких движений, поскольку это — важнейший механизм, обеспечивающий реализацию национального суверенитета. Поэтому принято решение, что по акцизам на алкоголь рынок будет гармонизирован и, соответственно, открыт только к 2020 году».

На гармонизацию финансового рынка и вовсе планируется отвести целых 10 лет: лишь с 2025 года банки смогут открывать в странах-партнёрах свои филиалы. Но есть вещи, которые нельзя откладывать. К ним, в частности, относится такая тонкая и болезненная сфера, как курсовые колебания. «Валютный демпинг — важнейшее и очень грозное оружие в валютных войнах. Даже неумышленные ошибки и неточности здесь недопустимы». Поэтому, при всём уважении к финансовому суверенитету, в договоре прописана необходимость координации действий центральных банков трёх стран. И эта координация уже действует, пока, правда, в «ручном режиме».

Совершенно очевидно, что каждое из таких движений к единому рынку и заветной свободе в первую очередь будет проявляться в изменениях регулятивных норм и требований. Связанные с этим издержки для бизнеса неизбежны. Однако их можно и должно минимизировать. Именно так поставлена задача перед Комиссией по оценке регулятивной деятельности. Основной инструмент её реализации: согласование грядущих изменений — как по существу, так и по срокам — с бизнесом каждой страны. Лучшей практикой в этой области, по словам Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, признана российская. Поэтому технологии взаимодействия бизнеса с властью, наработанные РСПП, положены в основу деятельности комиссии.

Однако выравнивание правового поля и гармонизация условий деятельности на всём пространстве Евразийского союза не может быть самоцелью. Безусловно, это важная, особенно на стартовом этапе, задача, но всё-таки — лишь условие. И мы должны уже сейчас понимать: для чего предпринимаются все усилия? Единого ответа, к сожалению, пока нет. И что примечательно, казахская сторона, которая все эти годы выступала инициатором интеграции, предлагает в данном случае не торопиться и ограничиться ближним рубежом — кооперацией.

Наверное, у такой позиции есть свои резоны. Но мы уже четверть века реформируемся, не имея чёткой цели и следуя только институциональным указаниям извне. А в результате импортируем теперь 90% необходимого нам оборудования — от нефтяного до магазинных прилавков. Мне поэтому больше импонирует позиция председателя Белорусской республиканской ассоциации предприятий промышленности Анатолия ХАРЛАПА, который считает, что «главная цель объединения стран в единое евразийское пространство — создание общей, успешно конкурирующей на мировом рынке экономики». И тогда на первый план выходит задача «единой промышленной политики, которая сама по себе становится мощным инструментом стыковки национальных экономик и сразу же обостряет необходимость возвращения капиталов в родные страны — чтобы обеспечить им новый индустриальный рывок».

Не всем, очевидно, придётся по душе такой вектор развития на постсоветском пространстве. Во всяком случае, Свен КАРЛССОН, заместитель главы представительства ЕС в России, совсем не убеждён в возможности полноценного партнёрства, напомнив свысока о восьмикратной дистанции между экономиками ЕС и Евразийского союза. Ничего менять, однако, по его мнению, совсем даже не следует, поскольку «нет между двумя рынками никакой конкуренции. Напротив, сложилось структурное взаимодополнение: с одной стороны поступают нефть, газ и другие ресурсы, а со стороны ЕС — инвестиционные товары». Правда, будущее его тоже беспокоит, так как «утрачено доверие в результате неправомерной аннексии Крыма».

Такая эскапада выбила из колеи даже модератора конференцииисполнительного вице-президента РСПП Александра МУРЫЧЕВА. Пришлось ему отступить от обычной своей мягкой манеры ведения дискуссии и включить политическую стилистику — на пальцах, что называется, напомнить представителю ЕС, кем было инициировано присоединение Крыма и как на самом деле это происходило.

Впрочем, г-н Карлссон высказал всего лишь своё личное мнение, право на которое он, конечно же, имеет. В Еврокомиссии, на нашу беду, он не одинок. Но не в европейском бизнесе. И на конференции его представители это недвусмысленно продемонстрировали. Приведу только некоторые выдержки из выступления генерального директора Ассоциации европейского бизнеса в России Франка ШАУФФА: «Сегодня мы наблюдаем самый серьёзный шаг на постсоветском пространстве. И те, кто его совершил, — очень смелые люди. Европа на интеграцию потратила 60 лет, так что путь вас ожидает долгий и непростой. Самая главная задача — структурное реформирование экономик трёх стран. И мы искренне заинтересованы в успехе, потому что все эти преобразования, безусловно, облегчают жизнь бизнеса».

Виталий КОВАЛЕНКО,

фото Альберта ТАХАВИЕВА, Bankir.Ru

 

Евразэс2 Евразэс6 Евразэс3 Евразэс4 Евразэс5