Айша Кубезова: «Сильно сомневаюсь, что робоэдвайзинг в России станет столь же популярным, как на Западе» A− A= A+
Айша Кубезова, руководитель департамента методологии «БКС Премьер», в интервью порталу Finversia.ru объяснила, почему банковская модель привлечения новых инвесторов несёт огромные риски и почему новичку-инвестору необходима поддержка профессионального инвестиционного консультанта.
- Айша, робоэдвайзеры появились в нашей стране совсем недавно, но с их помощью крупные брокеры и розничные банки привели на биржу уже сотни тысяч новых частных инвесторов. Мы на пороге новой эпохи находимся?
- На этот счёт есть сомнения. Как вы знаете, робоэдвайзинг зародился в США, есть прогнозы, согласно которым инвестиции через робоэдвайзеров к 2020 году достигнут $500 млрд. По факту, если взять рынок США и Европы, все знают, что такое акции-облигации. То есть уровень финансовой грамотности там довольно высокий. В России же не так. Поэтому я сомневаюсь, что в России робоэдвайзинг получит такую же популярность, как и на Западе. Ведь для того чтобы эффективно инвестировать через программу, нужно обладать некоторыми знаниями о фондовом рынке. Мы же верим в некую гибридную модель – «инвестиционный консультант плюс робоэдвайзер».
- Да, гибридная модель. Но как БКС собирается конкурировать с розничными банками, которые завлекают вчерашних вкладчиков напрямую на рынок, минуя консультанта?
- Мы всегда стараемся по всем фронтам конкурировать. Недавно мы аккредитовали нашу программу робоэдвайзинга под названием Finantix. Смысл в том, что человек сначала разговаривает с живым инвестиционным консультантом, по итогам встречи составляется портфель с помощью программы. В дальнейшем клиент получает возможность самостоятельно управлять портфелем – добавлять или убирать из него активы. При этом при всём клиент может в любой момент связаться с консультантом и прояснить тот или иной вопрос.
- Советники – это сотрудники БКС?
- Да, у нас большой штат таких советников во всех регионах нашего присутствия. Это эксперты с опытом работы на фондовом рынке, мы тщательно их отбираем. В отличие от банков у нас высокая инвестиционная экспертиза, мы знаем рынок хорошо. И мы опасаемся, что в этот бизнес сейчас идут все, кому не лень, не разбираясь. Это чревато тем, что будут массовые случаи мисселинга, введения клиентов заблуждение. Ненамеренно даже. Мы же хотим, чтобы люди начали инвестировать осознанно.
- Я знаком с позицией брокеров. Мне симпатична гибридная модель, которая предполагает, что с новичком на фондовом рынке сначала работает живой консультант, а потом и сопровождает – по желанию, конечно же – клиента в дальнейшем. Мне не нравится, когда банки дают рекламу, что инвестиции – «это просто и можно инвестировать хоть на 100 рублей».
- Все сейчас сконцентрированы на том, чтобы как можно больше привести клиентов на биржу, у всех колоссальные планы. И у нас есть амбициозные планы, не скрою: в ближайшие три года мы хотим привести на рынок 1 миллион новых инвесторов. Но лозунг нашей компании – «Мы – финансовый эксперт!». А поэтому наша задача не просто привести этот миллион, а дать этим людям профессиональную поддержку. А не просто завести на биржу и на этом заработать. Модель комиссионная более не работает, сейчас мы ориентируемся на «срок жизни» клиента в компании.
- Я тоже жду, когда этот пузырь начнёт сдуваться, пройдёт хайп. И так может случиться, что у нас будет не приток новых клиентов, как сейчас, а отток. Жаль, но всё к тому идёт.
- Надеемся, что всё-таки такого уж не случится. Будет, как мы говорим, плановый переток – от банков к профучастникам.
- Да, да, я знаю о надеждах брокеров на это.
- Я уверена, что многие вчерашние клиенты робоэдвайзеров разочаруются и им более ничего не останется, как-либо вообще уйти с рынка, либо обратиться к помощи профессиональных инвестиционных консультантов. Главное опасение, чтобы люди не разочаровались и не ушли опять прятать деньги под подушкой либо на вкладе под небольшой процент.
- А что нужно делать, чтобы такого не допустить?
- Нам всем нужно плотно работать. Недавно мы запустили серию роликов на федеральных каналах, которые ориентированы на розничных инвесторов. Если раньше БКС ориентировался больше на профессиональную аудиторию, то сейчас хотим работать так же и с новичками на фондовом рынке. Конкуренция ведь среди брокеров и между брокерами и банками всё усиливается. За каждого клиента.
- Скажите, а кто проверяет робоэдвайзеров? Как устроены эти программы? Кто следит за тем, чтобы программы не предлагали консервативному инвестору акции? И наоборот.
- Это недопустимо. У нас более чёткая система, чем у других брокеров и банков. Если у других профучастников понятие риск-профиля довольно расплывчато, то у нас чётко обозначено, сколько и на каком уровне клиент может потерять. С вероятностью в 95%. Везде цифры. Я как математик по образованию хорошо понимаю, как это работает.
- Теоретическая основа под этим какая? Гарри Марковиц?
- Да, но в пустом варианте использовать его уже нецелесообразно, конечно. Понятно, что Марковиц устарел, хотя и работает его система. Мы используем аллокацию классов активов, но смотрим не только предыдущий трекинг, но делаем view на будущее. При этом делаем диверсификацию не только по классам активов, но и по эмитентам.
- Как давно БКС запустил проект и можно ли говорить о предварительных результатах? Количественных, качественных?
- С 21 декабря 2018 года мы подписали более 50 тысяч контрактов, по инвестпредложениям - порядка 30 тысяч контрактов. Доля тех, кто полностью следует предложенным инвестиционным рекомендациям, составляет около 45-50%. То есть, каждый второй потом меняет предложенный портфель.
- Каждый второй. А как должно быть?
- Надеемся, со временем, довести процент следования рекомендациям до 80%.
- Правильно ли я понимаю, что об отзывах говорить рано?
- Концепция, предполагающая изначально работу с консультантом и впоследствии подбор активов, существует и зарекомендовала себя давно. Я работаю в БКС уже 7 лет, и всё это время мы реализуем данную концепцию. Со вступлением закона об инвестиционных консультантах мы надеемся, что концепция начнёт действовать для всех профучастников. Насколько мне известно, не все брокеры внедрили такую концепцию. Что касается результатов и эффекта: мы заметили, что отток клиентов резко снизился. Если раньше клиенты уходили через месяц, через полгода, то сейчас мы увеличили «срок жизни» клиента в нашей компании до 2-х лет и даже больше.
- Критики говорят, что роботорговля - это такая красивая обёртка для привлечения новых клиентов на биржу. И подавляющее большинство из новичков ждёт разочарование. С чем, всё-таки, связан хайп?
- Во-первых, мир поменялся, мир стал цифровым. Принятие решения теперь занимает совсем немного времени – намного меньше, чем раньше. Вторая причина – ставки по вкладам, которые резко снижаются и всё больше вчерашних вкладчиков ищет доходность в других инструментах. Им нужно простое условное решение для инвестиций: нажал кнопочку и забыл.
- «Как вклад»?
- Как вклад, и чтобы всё было просто и легко. Как доверительное управление, но с меньшими суммами. И «чтобы отдал и забыл». Робоэдвайзинг позволяет это делать. Я вспоминаю своё участие в одной из первых конференций в Атланте на заре зарождения робоэдвайзинга. Помнится, тогда было много страхов и мифов – мол, вот теперь роботы заменят живых советников. Время прошло, лидеры рынка давно внедрили гибридную модель, с которой мы начали разговор. Все пришли к пониманию, что участие живого консультанта необходимо. Несмотря на то, что, как я уже говорила, на Западе уровень финансовой грамотности заметно выше российского. Поэтому мы в БКС держимся за эту гибридную модель, считаем, что за ней будущее, что она принесёт пользу всем участникам процесса. Ведь чтобы пообщаться с консультантом, совсем не обязательно приходить в офис, сегодня есть масса интерактивных каналов общения. Есть ведь и минусы с робоэдвайзерами. Во-первых, не всегда все потребности клиента можно выявить. Нынешнее риск-профилирование - это довольно упрощённая схема. А когда наш советник вживую общается с клиентом, он задаёт ему массу дополнительных вопросов, чтобы как можно точнее понять его профиль. Например, мы спрашиваем про семью, про обстоятельства разные и так далее. Важно понять, нужны ли человеку периодические выплаты, к примеру, или нет. Иногда человек говорит одно, а подразумевает другое, поэтому важно точно быть уверенным. То есть речь идёт о более качественном обслуживании, с которым пока живой человек справляется лучше.
- Ну и, кроме того, БКС ведь не только инвестиции предлагает, но и планирование.
- Да, мы реализуем концепцию «Финансового здоровья». Особенно это важно в ситуации, когда население не богатеет и важно более осознанно подходить к своим расходам и доходам. Мы пропагандируем осознанное инвестирование и осознанный контроль своих финансов.
- Как Вы оцениваете переток вчерашних вкладчиков на биржу? Какой тут прогноз?
- У нас по плану привлечь в течение трёх лет один миллион новых клиентов. Надеемся, что сможем это сделать. Да, преимущественно это сделать мы хотим за счёт депозитчиков. Средняя ставка на 1 год сейчас меньше 7%, то есть совсем мало.
- Приток новых клиентов на биржу — это замечательно, но ведь у нас давно нет IPO. Куда эти деньги пойдут? Будут неизбежно перегревать рынок? Если говорить о российском рынке.
- С IPO беда. Ведь биржа как институт был создан 300 лет назад для того, чтобы компании привлекали с биржи инвестиции на развитие. А сегодня на российском рынке IPO нет более двух лет, и даже были за это время делистинги. Экономика не растёт, а крупные игроки забирают всё больше и больше денег. Вот такая вот безрадостная картина.
- Американские акции остаются?
- Есть питерская биржа, конечно, но и там не все бумаги представлены. Есть выход через иностранных брокеров при условии, что ты являешься квалифицированным инвестором. И есть некоторые игроки, например, Interactive Brokers, которые напрямую выходят на частного российского инвестора. Это нам не нравится, это неравная конкуренция, поскольку согласно новому закону доступ на зарубежные площадки есть только у «квалов».
- Пассивное инвестирование побеждает? Я имею в виду ETF.
- Да, но ведь и с ETF у нас беда. Всего несколько таких биржевых фондов от одного провайдера на весь российский рынок. Это хороший инструмент, поскольку основные западные робоэдвайзеры построены на инвестициях в ETF. Что же касается России, то мы на каждой конференции говорим об одном и том же – когда уже регулятор допустит иностранные ETF? Но воз и ныне там. Не пускают. Но будем надеяться.
Айша Кубезова, руководитель департамента методологии «БКС Премьер»
Закончила МИФИ по специальности «математик» с красным дипломом в 2009 году.
Второе высшее образование получила в МИФИ по специальности «финансы и кредит» в 2011 году и одновременно с учебой начала работать в Российской академии Наук. Затем продолжила профессиональную карьеру в области бизнес-анализа в крупной IT-компании, после чего пришла работать в консалтинговую компанию Accenture в сфере capital markets.
Позднее, выиграв Всероссийский конкурс по инновациям в сфере бизнеса, получила грант и была приглашена в Австралию на обучение одним из ведущих ВУЗов мира - Monash university (Australia), где получила степень Master of Business Information Systems.
Параллельно работала в крупной австралийской компании по развитию искусственного интеллекта.
По возвращении в Россию в 2012 году была приглашена на должность начальника бизнес-анализа в ФГ «БКС». На текущий момент занимает должность руководителя департамента методологии, где занимается развитием цифровых каналов и персонального финансового планирования ФГ «БКС».