Александр Мурычев: «Желающих стать банкирами становится все меньше» A− A= A+
Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев в беседе с главным редактором NBJ Станиславом Комаровым размышляет об актуальных проблемах, стоящих перед крупным российским бизнесом, а также о вступающем в силу этим летом Федеральном законе «О независимой оценке квалификации», который вводит новые профессиональные стандарты и требования, предъявляемые работодателем к специалистам на рынке труда.
О государственном надзоре и «стабилизационной оговорке»
– Александр Васильевич, на недавней встрече в рамках Недели российского бизнеса с президентом и правительством ведущими российскими предпринимателями был поднят целый ряд важных вопросов. Вы как участник этой встречи можете прокомментировать их суть?
– Действительно, эти темы очень волнуют крупный бизнес и находятся в стадии проработки. Прежде всего, речь идет о проекте Федерального закона «Об основах государственного контроля надзора и муниципального контроля в Российской Федерации», в котором должны быть выработаны новые правила, связанные с оптимизацией и созданием риск-ориентированных подходов к проведению всех надзорных действий властей – от государственного до муниципального контроля.
Отсутствие системности в этом вопросе пугает промышленников и предпринимателей, тема «регуляторной гильотины» не раз озвучивалась и самим правительством. В России действуют тысячи нормативных документов, датированных еще советским периодом. И чиновники обязаны применять их в своей практике, потому что существуют требования законодательства. Президентом поставлена цель – к январю 2021 года избавиться от норм, которые не отвечают потребностям сегодняшней жизни. Это трудная задача для правительства. Необходимо подготовить перечень и изъять из законодательства неактуальные нормативные документы, связанные с надзором.
В связи с этим ведется активная дискуссия и о введении новых норм, которые содержат актуализированные требования по ведению бизнеса в РФ. Это первая тема, на которую обращали внимание бизнесмены, они активно участвуют в доработке этого законопроекта.
Вторая тема связана с развитием инвестиций в РФ. Она сейчас имеет особую актуальность. При нынешнем положении вещей средне-мирового роста экономики в 3–3,5%, к которому призывает президент, мы не достигнем никоим образом. В связи с этим необходимо предпринять ряд решительных действий.
– И что же предлагает крупный бизнес?
– Бизнес предлагает следующее. Больше года мы ведем дискуссию с правительством РФ. По поручению президента подготовлен законопроект с рабочим названием «О развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации и защите и поощрении капиталовложений на среднесрочную перспективу». В нем много чего заложено, но самое главное – большая рабочая группа во главе с министром финансов Антоном Силуановым и главой РСПП Александром Шохиным выработала особый подход, главной изюминкой которого можно назвать введение термина «стабилизационная оговорка».
Поясню, о чем идет речь. За среднесрочную перспективу мы принимаем политический цикл – шесть лет. К примеру, заключается крупное соглашение инвестиционного характера: бизнес привлекают к сотрудничеству с государством для реализации приоритетных национальных программ. На все время действия договора вступает в силу эта «стабилизационная оговорка», которая предусматривает неизменение регуляторной среды для той компании, которая участвует в инвестпроекте. На наш взгляд, это очень важное условие, связанное с защитой капитала и поощрением инвестиций.
– И тогда, на ваш взгляд, инвестиционные инструменты заработают значительно лучше?
– Любой бизнес вкладывается в то, что приносит деньги. И ожидает как минимум возврата средств. Государство должно гарантировать, что инвестиции будут возвращены, а если все сложится, то и дивиденды можно будет получить. Это очень важное обстоятельство – такого закона в России еще не было. Его принятие сильно смотивировало бы крупный бизнес, который представляет РСПП, к участию в стратегических национальных проектах. В рамках нашей рабочей группы отбор этих проектов уже ведется, разрабатываются общие правила. Но необходима тщательная экспертиза. Но это уже прерогатива не РСПП, а институтов развития, прежде всего ВЭБ.
– Бытует мнение, что и денег в стране не хватает на подобные проекты…
– Денег в стране много. Я не соглашусь с теми, кто утверждает обратное. Как раз на среднесрочную перспективу денег вполне достаточно. Они просто не задействованы. Посмотрите, сколько средств лежит на депозитах в банках.
Стоимость собственных проектов, которые имеются в портфелях наших корпораций, по самым скромным подсчетам, составляет порядка 3 трлн руб. Но они пока не в полной мере реализованы, в них не в полном объеме вкладываются средства. Потому что существует проблема ожидания, из которой вытекает и проблема доверия, и проблема прогнозируемости. Когда доверие вернется в виде совершенствования законодательства, поощрения и защиты, тогда и дело сдвинется по части инвестиций и собственных проектов, и госпрограмм.
О кадрах для финансового рынка
– Помимо прочего вы являетесь председателем совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Как выясняется, отсутствие подготовленных специалистов чуть ли не проблема номер один для всего банковского сектора.
– Проблема с кадрами – одна из ключевых для всего рынка труда. По всем замерам она входит в пятерку главных трудностей, с которыми сталкивается бизнес.
Одновременно это и вопрос распределения ответственности между государством и бизнесом. В этом же ряду стоят вопросы модернизации профессионального образования, его сближения с рынком труда и многие другие. Отправная точка – это инициатива президента, принятие Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» по выработке профессиональных стандартов и требований, которые работодатель предъявляет специалистам на рынке труда. Закон обращен и образовательным учреждениям, которые готовят этих специалистов.
В связи с этим Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям является главным органом, который координирует все это направление. Переходный период заканчивается, закон заработает в полную силу с 1 июля 2019 года, поэтому вся экономика должна перейти на независимую оценку квалификации, в том числе и наш финансовый сектор.
– Я наслышан, что именно СПК финансового рынка идет во главе всего этого движения.
– Соглашусь с этой оценкой. Мы, наверное, в большей степени погружены в процесс, потому что финансовый рынок является локомотивом всей экономики. Многие на нас равняются, у нас отличная экспертная база. Эту часть пути надо было пройти, мы шли по нему четыре года.
Хочу сказать принципиальную вещь. Суть в том, что в соответствии с законодательством мы уже выстроили систему. Наш СПКФР можно назвать межотраслевым – все профессии, имеющие отношение к финансовому рынку, там представлены: аудиторы, контролеры, рисковики, бухгалтеры, страховщики, специалисты по рынку ценных бумаг, факторингу, лизингу, банковскому делу, по платежным системам, ипотечному кредитованию, пенсионному рынку и т.д.
Мы начинали с того, что вместе с образовательными учреждениями, прежде всего с Финансовым университетом при Правительстве РФ, создавали профессиональные стандарты. Их же, в свою очередь, формировал рынок по инициативе его участников. Все ведущие игроки финрынка – обе банковские ассоциации, АБР и АРБ, ВСС, ассоциация форекс-дилеров, НАУФОР, НФИ, НПС, ректоры всех ведущих вузов страны – объединились в рамках нашего СПК.
Фактически сейчас утверждено 35 профессиональных стандартов, порядка 80 квалификаций, проделана очень большая работа.
– Выстраиваемую в России систему профессиональных стандартов можно условно сравнить с весьма популярным международным стандартом МВА?
– Вполне. Я не раз говорил о том, что наши стандарты должны сопрягаться с международными, которые давно присутствуют в России. Это данность. Мы никого выдавливать с рынка не хотим. Другое дело, необходимо сближение, иностранные игроки должны принимать во внимание наши законодательные требования по тому или иному виду деятельности, заложенные в КОС (комплектно-оценочные средства. – Прим. ред.). В Лондоне недавно был подписан с меморандум о взаимодействии с рядом ведущих английских и американских компаний в области аудита, бухгалтерской деятельности, контроллинга, внутреннего контроля.
Они очень внимательно следят за этим процессом, понимая, если будут принимать наши требования, рынок их поддержит. Впрочем, здесь возникают и определенные противоречия: нам, в свою очередь, этот рынок тоже отдавать не нужно. Необходима балансировка отношений, но не в ущерб своему развивающемуся рынку. Международные стандарты должны ориентироваться на нашу национальную систему. Хотят работать у нас, бога ради, но в их стандартах должны быть заложены и наши требования. Тогда мы будем их признавать. По крайней мере я ставлю такую задачу – мы обязаны думать о своих участниках рынка.
– До полноценного вступления в силу закона № 238 как сейчас происходит оценка квалификации?
– В соответствии с законом созданы центры оценки квалификации. Сейчас их 34. Пока экзамены на подтверждение профессиональных компетенций и получение свидетельства специалисты сдают по личной инициативе. Их прошло уже под тысячу – процесс начался. Активно сдают экзамены бухгалтеры...
– В век цифровизации, пожалуй, это самая «расстрельная» должность…
– В ваших словах есть резон. Действительно, бухгалтеры боятся будущего. Своих перспектив не видят. Но я думаю, их страхи явно преувеличены. Просто по этой специальности была большая готовность, они шли по своим программам, теперь появилась национальная система, и бухгалтеры обязаны как минимум погружаться в нее, чем, собственно, и занимаются.
Надо иметь в виду, что экзамен достаточно сложный. Мобильный телефон использовать нельзя, перед сдающим – только компьютер, стол, стул и определенный перечень вопросов. Все происходит под видеонаблюдением. Если заявитель проходит аттестацию, ему вручается свидетельство о соответствии рынку труда на текущий момент. Раз в три года он должен пересдавать экзамен.
– Сдача подобных экзаменов относится к топ-менеджерам или касается только специалистов среднего звена?
– Руководящий состав, топ-менеджеры компаний будут проходить свою аттестацию, но вопрос еще прорабатывается в том числе и с Центральным банком – это сложная категория специалистов, важно понять, как их мотивировать, чтобы сдавать подобные экзамены.
То, о чем мы с вами говорим, относится к среднему и младшему звену специалистов, а также выпускникам вузов, в образовательных учреждениях тоже развивается программа общественно-профессиональной аккредитации. По ряду университетов вводится практика, когда выпускники бакалавриата сдают государственный итоговый экзамен по программе, которая прошла профессионально-общественную аккредитацию. При успешной сдаче экзамена им засчитывается теоретическая часть. И, выходя на рынок труда, теоретическую часть им сдавать уже не придется, только практическую.
Важно определить, каковы перспективы этого рынка? С кем мы работаем? Нам необходимо выяснить востребованность тех или иных профессий. Любопытный факт: стремление молодежи работать в финансовой сфере снижается, судя по всем обзорам и мониторингам.
– Неожиданная тенденция. Как вы ее прокомментируете?
– Тех, кто идет в финансовую сферу, не так много, еще 10–20 лет назад их было значительно больше. Желающих стать банкирами становится все меньше. И это уже тенденция. Но при этом развиваются информационные технологии, меняется классический перечень банковских профессий. Одна из задач СПКФР – в соответствии с законом систематически мониторить рынок труда и формировать перечень востребованных профессий. Появляются новые специальности, необходимо их систематизировать, описать, включить в реестр востребованных профессий.
Для понимания: справочник профессий действует еще с советских времен. И ничего в нем не менялось. Поэтому мы сейчас и ведем эту работу.
Полностью этот материал опубликован в апрельском номере Национального Банковского Журнала.