Finversia-TV
×

Гримасы свободного рынка A A= A+

20.12.2020

Ну, вроде бы все уже высказались по поводу «насильственного» ограничения цен на сахар и постное масло. Но всё-таки вопрос о том, с чего бы это цены вдруг так подскочили, остался открытым.

Помнится, когда мы мечтали о свободном рынке, главным аргументом было то, что прилавки наполнятся продуктами и всяким барахлом, а конкуренция – опять же, ясное дело, свободная – заставит производителей постоянно снижать цены, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Ага, губу раскатали… Точнее – забыли о том, что между производителем и потребителем стоит не только торговля, но и куча разных посредников. И каждый из них жаждет заработать, что естественно, ибо в уставе любого коммерческого предприятия обозначена главная цель – получение прибыли.

Пиаровская акция по ограничению цен на социально значимые товары, предпринятая властями накануне большой пресс-конференции главы государства, никого не обманула. То есть само по себе неплохо: вот ведь позаботились о народе, дали по рукам нехорошим фабрикантам и торгашам, заставили соглашение какое-то подписать. Но когда весной цены вернутся на круги своя (а они неминуемо вернутся), об этой сиюминутной радости никто не вспомнит. И чего? Снова топать ногой и призывать к порядку? Да полноте, ясно же, что ничего хорошего от таких методов ждать не приходится.

Любопытно, что на протяжении всех лет существования «новой» России не исчезает из повестки дня вопрос о необходимости государственного регулирования цен. Как правило, этими призывами грешит системная оппозиция, вспоминая сталинские времена, когда снижение цен (кстати, не только после войны, но и в 1930-е годы) проводилось ежегодно. Но историки-любители забывают, скажем, о том, что первому послевоенному снижению предшествовала очень жёсткая денежная реформа. И о добровольно-принудительных займах, погашать которые начали только в 1974 году. Об очередях, пустых прилавках и «колбасных» электричках. Правда, к тому времени о ежегодном снижении цен уже лишь ностальгически вздыхали… И, надо полагать, именно тогда появилась мечта о свободном рынке и конкуренции, которые должны были одним махом решить все проблемы. Ну, одну, во всяком случае, точно решили – прилавки полны, а торговые центры растут, как грибы. Растут, однако, и цены – вопреки всем надеждам на конкуренцию.

Очень хочется тут же обрушиться на торговые сети и отдельные магазины с безумными наценками. И такое бывает, но не в этот раз. Директор одной из сетей продовольственных магазинов поделился с прессой информацией: примерно за два последних месяца входные цены на яйца повысились на четверть, на куриное мясо – на 20%, на муку – плюс 15%. Привожу в пример продукты, производство которых в России налажено так хорошо, что производители гонят их на экспорт. Так, может быть, поэтому? Повторяется история с бензином? Зачем продавать дома за слабый и нервный рубль, если можно получить твёрдую валюту из-за кордона?

Словом, куда ни кинь, а виноватыми оказываются производители. Вот неблагодарные – им государство помогает льготными кредитами и субсидиями, а они ему, понимаешь, подлянку подкидывают. У них рекордный урожай зерна – а у нас хлеб дорожает, не говоря уже о банальном подсолнечном масле. Как это Путин на пресс-конференции спросил: «Что, у нас семечки нет?». Есть – и «семечка», и зерно, и куры-несушки, и бройлеры, и индейки с поросятами (о чём в советские времена разве что мечтать можно было, да читать в книжке Елены Малаховец). Более того, даже при общем падении ВВП на 3,6%, сельское хозяйство обещает едва ли не двухпроцентный рост. То есть дефицита нет и вроде бы не предвидится, конкуренция присутствует в полный рост, спрос, невзирая на пандемию, стабильный и без истерических всплесков. А сахар вздорожал на 70% с лишним, это как?

Вот только и производителей я не стала бы чохом винить во всех грехах. Уже хотя бы потому, что на себестоимости их продукции сказывается рост цен и на электричество, и на ГСМ, а технику, оборудование, семенной и генетический материал приходится закупать за границей. Или вы думаете, стагнация 1980-х и развал всего и вся в 1990-х мимо них прошли? Пока наука придёт в себя и начнёт по-настоящему поддерживать сельское хозяйство, много воды утечёт. А ведь её, науку, умудрились сохранить даже во время войны…

Кстати, вернусь к сахару. Эксперты РБК проделали немалую работу, пытаясь разобраться в причинах его удорожания. Оказалось, в прошлом году в отрасли был едва ли не кризис перепроизводства, во всяком случае, Минсельхоз даже советовал хозяйствам сократить посевы сахарной свёклы. А в августе 2020-го «у страны были максимальные исторические запасы сахара – около 2,9–3 миллионов тонн». Иными словами, никаких объективных причин повышать цены – да ещё так круто – у сахарозаводчиков не было. Тем не менее, по данным РБК, в своей отчётности группа «Русагро» (основной производитель сахара) писала, будто бы рост цен случился «из-за ожиданий дефицита сахара». Воля ваша, прямо какой-то театр абсурда.

Рискуя прослыть «антирыночницей» (коей ни разу себя не считаю), скажу всё-таки, что, когда речь идёт о стране таких масштабов, как наша, рыночная экономика должна иметь некоторые свои особенности. Ну, например, хорошо бы просчитывать, чем обернутся низкие вывозные пошлины для внутреннего потребления, как вышло с подсолнечным маслом (и, кстати, с той же нефтью). И надо ли сокращать посевы свёклы, когда на складах много сахара, а если надо, то на сколько. Или (это я фантазирую) продумать некие преференции для тех, кто поставляет качественные продукты на внутренний рынок. Ну, а уж совсем мало реальная мечта – чтобы рубль наконец-то стал сильным и спокойным.

Пока же наш рынок по большей части похож на одесский Привоз, где торговки наперебой кричат: «Да берите ж, берите у меня бычков, це ж не бычки, а прямо поросяточки!». То есть с рекламой у нас всё нормально – громкая и, бывает, даже смешная. И прилавки стали богатые и живописные, в том числе и цифры на ценниках. Нынче часто пишут цену за 100 граммов – не так ошеломляюще выглядит.

Что же касается секретов ценообразования на отдельно взятом предприятии, они сокрыты туманной дымкой и, как правило, имеют мало отношения как к реальной себестоимости, так и к балансу спроса и предложения. Потому рынок и гримасничает, не в силах понять, что к чему. И почему, скажем, в России, со всех сторон окружённой морями-океанами и когда-то славившейся своими рыболовецкими флотилиями, какой-нибудь минтай (его раньше если и брали, так только для кошек, да и то, не сильно капризных) по цене стал чуть ли не деликатесом.

Короче говоря, сам по себе рынок ни в чём не виноват, он вписывается в предложенные обстоятельства. И если те, кто отвечает за экономику, не могут предложить ничего, кроме обнуления экспортных пошлин (как вышло с зерном), он реагирует как амёба, выбрасывая ложноножку (извините, «невидимую руку») и повышая цену на хлеб и макароны. Если его обижают, в командном порядке снижая цены, он в конце концов – через некоторое время – мстит. А когда делают из него непогрешимого кумира, наглеет и корчит из себя царя и бога.

Между тем, впадать в крайности совсем ни к чему. Рынок – всего-навсего инструмент, и его нужно грамотно использовать. Тогда он не станет гримасничать.

  • Людмила Коваленко
  • Finversia.ru