Ошибка Вольтера A− A= A+
Не так давно пришло тревожное сообщение из Астраханской области: некому будет летом убирать урожай помидоров и арбузов. Не завозят, понимаешь, трудовых мигрантов – будь она неладна, пандемия. А местные трактористы не соглашаются работать даже за 250 тысяч в месяц.
Такие дела – работать некому. Мало нас, всего 146 миллионов. Правда, из них примерно каждый седьмой обитает в Москве и области, а может, и больше, кто ж их считает-то? Но, хотя и тесно в столичной агломерации, всё равно работать некому. Строительный бизнес пишет слезницы в правительство: разрешите въезд мигрантов. Дворники уже второй год не могут доехать до родных мест, боятся, что обратно не пустят. На кассах супермаркетов сидят исключительно девушки восточной внешности и с сильным азиатским акцентом. В основном симпатичные и работают хорошо, так что претензий нет, есть вопросы.
Вопрос первый: а куда подевались местные жители? Неужели вот так, всей огромной Москвой, подались на пенсию или в «офисный планктон»? Чего-то сомневаюсь. Тогда другой вопрос: где выпускники бесчисленных колледжей, институтов, университетов и академий? И вообще, на кого там учат? Вот в старину, помнится (имею в виду советское время), технические институты выпускали инженеров и технологов, педагогические – учителей, химические – химиков, а физические – физиков. Труднее всего выучиться было на какого-нибудь лирика: музыканта, актёра или писателя. Брали не всех и только после творческого конкурса. Теперь, говорят, плати деньги и учись себе на певца, даже если тебе на ухо наступил белый медведь. Но лириков всё же не так много, у нас нынче в ходу менеджеры. Кстати, в прямом переводе менеджер это «управляющий». С ума сойти! В монологе Хлестакова было тридцать пять тысяч одних курьеров, а у нас теперь – тьма управляющих… И отрицательный процент ВВП.
Вы не сердитесь, но в этой колонке я намерена то и дело обращаться к истории, давней и близкой, просто потому что ситуацию на трудовом рынке, как Россию, «умом не понять», а исторические аллюзии дают какой-то якорь. И некоторую надежду: если тогда смогли, неужто сейчас не сумеем?
Дёрнула меня нелёгкая поискать, что говорили о труде великие. Ох и много говорили! Но мне хотелось найти идеологически нейтральную цитату. Нашла, из Вольтера, сказанную, как я понимаю, в XVIII веке: «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека». Что касается меня – согласна, мне работать нравится, хотя иногда и лень. Да и в окружении всё такие же чудаки – без работы просто тухнут и впадают в депрессию. Что характерно, готовы что-то делать и не за деньги, а вполне себе бесплатно. Говорю же – чудаки, но такие специальные – вольтерьянцы. Короче, если бы я ориентировалась исключительно на своих друзей и знакомых, то и беспокоиться не о чем.
Однако, поскольку живу не на облаке, изо дня в день получаю и другую информацию. Как вот из Астраханской области, которая в застойные годы считалась «трудоизбыточной», и народ по оргнабору и с ударными комсомольскими отрядами ехал за работой «на Севера». Там ещё и жильё давали (хотя вначале его надо было ещё построить). Так что стряслось – вымерла Астраханщина? Все подались в казачье войско? Хором осетра ловят в устье Волги? И что там за Эльдорадо, если тракторист от месячной зарплаты в 250 тысяч рублей морду воротит?
Боюсь, дело в другом, и вольнодумец Вольтер со своим славословием труду безнадёжно устарел. Нынче модно не работать – а управлять. Слово «труд» в принципе неприлично, иначе зачем было менять название уроков труда на некие «технологии». Не поленилась, отыскала в интернете программу. Оказывается, всё примерно то же, только изложено дебильным чиновничьим языком. Разве что к шитью, вязанию и кулинарии добавили дизайн и почему-то черчение. Потом прочла ещё пару материалов по этой теме – и как же яростно мне захотелось удавить тех, кто их писал! Читая этот бред, ностальгически вспоминала свой пятый класс и то, как мы кормили мальчишек приготовленным своими руками винегретом с селёдочкой. Да-да, селёдку нас тоже учили чистить, а ещё вязать варежки, пришивать вешалки и обмётывать петли. Ребятам же давали первые навыки по столярному и слесарному делу. И никаких таких «технологий», учили на уроках труда тому, что пригодится в жизни. Кстати, пригодилось.
Понимаю, что вопрос не филологический, и всё-таки интересно узнать: кому так мешало слово «труд», что от него избавились? И ладно бы от слова, так ещё и от уважения к этому самому труду. Стоит задуматься, отчего это все поголовно ударились в менеджеры? Из них управляющие – как из известной субстанции пуля. Но звучит загадочно, почти как мерчандайзер. К тому же управлять, по их мнению, это всё-таки не то, что «пахать».
Меня всегда ставит в тупик статистика безработицы в России. Когда сравниваешь эти проценты с толстенными газетами, заполненными приглашениями на работу, возникает когнитивный диссонанс. Хотя, наверное, в данном случае я и неправа, потому что спрос на людей в Москве и где-нибудь в Сарапуле совсем разный. Рыночная стихия, лишённая руля и ветрил, так перекосила экономическую географию, что, право, не знаю, когда-то она выровняется или уже нет?
Ну, не верю я в «невидимую руку рынка», точно так же, как и в искусственный интеллект. Для того, чтобы создать и поддерживать рабочие места не только в крупных промышленных центрах, но и в небольших городах, нужен интеллект естественный. Информация, расчёты, планирование, изучение спроса и экономических связей. Пока же в этом смысле ситуация с 1990-х годов принципиально не изменилась. Толком никто ничего не знает. Людей носит по стране, как перекати-поле в поисках «лучшей жизни». Хотя некоторые перемены есть. Раньше хотели пристроиться поближе к какому-нибудь бизнесу (а то и самому открыть дело), теперь – к государственной структуре, потому что там стабильность и регулярная зарплата.
Вот ещё факт. Судя по опросу портала SuperJob, сегодня по специальности, полученной в вузе, работают лишь четыре человека из десяти: все без исключения врачи, 99% юристов и 92% бухгалтеров. Зато среди менеджеров – по продажам, по работе с клиентами, по логистике – таких значительно меньше, от 29 до 46%. Издержки профориентации? И это тоже, но скорее (на мой взгляд) – размытое содержание этих профессий и их весьма условная полезность. Зато попробуйте найти дельного инженера, квалифицированного сварщика или педагога по призванию – дефицит.
Как-то работают с этой проблемой? Может, увеличивают число бюджетных мест в технических вузах, заботятся о хорошем общежитии и достойной стипендии? Вряд ли. И кто же будет реализовать национальные проекты? Программа «Лидеры России» достаточно эффективна, но затрагивает только подготовку руководящего звена. Конкурсы по стандартам WorldSkills выглядят экзотикой и практически не интересуют СМИ, несмотря на то что им стали давать русские названия, чаще всего весьма неуклюжие (это ж вам не рекламу клепать). Колледжи, пришедшие на смену техникумам и ПТУ, похоже, мало ориентируются на нужды народного хозяйства. Да кто их знает, нужды эти?
Кто учился в советское время, ещё помнят осенние поездки студентов «на картошку». И летние стройотряды. Трудно сейчас судить об истинной пользе этих акций, но, видимо, она была, хотя прежние колхозные поля с нынешними ухоженными плантациями тех же помидоров не сравнить. Не знаю, приглашают ли сейчас старшеклассников и студентов на сбор урожая? Или ждут гастарбайтеров из Средней Азии? Между тем, молодые сезонники вряд ли обойдутся дороже приезжих (разве что ответственность придётся на себя принять, в отличие от привычно пренебрежительного отношения к мигрантам). Это не рецепт, так, информация к размышлению.
…А в слова Вольтера лучше бы вчитаться – старик не ошибался, он дело говорил. Опять же, недавно возникла актуальная шутка, слегка дополнившая слова Фридриха Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека… а TikTok вернул всё обратно». Вы этого хотите?