Искусственный интеллект поможет банкам стать более эффективными, безопасными и клиентоориентированными A− A= A+
Искусственный разум давно будоражит умы людей. Но если раньше им занимались в основном ученые и творцы, то теперь эта тема шагнула из академических статей, научно-популярной литературы и кино в повседневную жизнь. Одной из сфер, где сегодня активно внедряются технологии искусственного интеллекта (ИИ), является финансовый сектор.
Мы видим, как степень интеграции искусственного интеллекта в банковскую сферу увеличивается все последние годы. Сохранение этой тенденции и дальнейшее развитие технологии открывают перед банками совершенно новые перспективы. ИИ активно используется для автоматизации операций, аналитики и принятия решений, повышения безопасности, инноваций в продуктовой линейке, а также оптимизации внутренних процессов. В будущем развитие ИИ поможет еще больше повысить эффективность, качество и скорость обслуживания, а главное, обеспечит персональный подход к клиентам.
Примеры использования ИИ
Стоит выделить ряд направлений, где задействован искусственный интеллект в банковской сфере. Во-первых, в части информатизации процессов и операций: роботизированная автоматизация процессов (RPA) используется для выполнения рутинных задач, таких как обработка заявок на кредиты, открытие счетов и т. д. Чат-боты и виртуальные ассистенты обеспечивают обслуживание клиентов, включая ответы на часто задаваемые вопросы и помощь в выполнении операций.
Ключевыми аспектами банкинга, конечно, являются аналитика и безопасность. Искусственный интеллект уже активно используют в кредитном скоринге для оценки кредитоспособности клиентов и принятия решений. Применяется он и для анализа рисков и прогнозирования рыночных тенденций. Также ИИ задействован во фрод-мониторинге для предотвращения мошенничества. А технологии распознавания лиц и голоса используются при биометрической идентификации клиентов.
Важнейшим направлением современных банков стала постоянная работа по улучшению клиентского опыта. На основе искусственного интеллекта создаются новые финансовые продукты и услуги. ИИ задействован в анализе поведения клиентов и формировании персонализированных предложений и рекомендаций. Он может проводить бизнес-консультации, помогать в управлении активами и даже игре на фондовом рынке.
Наконец, технология позволяет значительно улучшить в банках внутренние бизнес-процессы – так же, как и в остальных сферах профессиональной деятельности. Искусственный интеллект используется для оптимизации и повышения эффективности корпоративных операций, включая HR и управление персоналом, электронный документооборот и т. д.
Искусственный интеллект и персонал банков
Искусственный интеллект в состоянии оказать колоссальное влияние на повседневную работу сотрудников банка. Он позволяет автоматизировать рутинные задачи и тем самым снижает потребность в выполнении сотрудниками однообразных операций. Это дает возможность переквалифицироваться на более сложные и творческие задачи. Такая тенденция влечет за собой переход от традиционных ролей к новым, связанным с анализом данных и управлением ИИ-системами, повышается значимость аналитических и технологических компетенций.
В результате внедрения искусственного интеллекта сотрудники финансового сектора должны будут развивать новые навыки и знания, чтобы оставаться востребованными и эффективными в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта.
Можно перечислить эти скиллы, которые понадобятся многим банковским работникам уже в обозримом будущем: продвинутое знание алгоритмов искусственного интеллекта и адаптация к конкретным задачам, способность настраивать сложные ИИ-системы, умение интерпретировать результаты ИИ-моделей и объяснять их решения, навыки визуализации данных и создания понятных отчетов. Наконец, необходимо понимание этики и регулирования искусственного интеллекта – надо знать этические аспекты применения ИИ и нормативные требования.
Очевидно, что в будущем специалистам банковской и других сфер нужно быть более гибкими и адаптивными. Уметь быстро осваивать новые технологии и приспосабливаться к изменениям в рабочей среде, обладать навыками междисциплинарного взаимодействия и сотрудничества, наконец, постоянно учиться и развиваться. Вкупе с вышеперечисленными навыками взаимодействия с ИИ это приведет к повышению эффективности и производительности труда, улучшению клиентского сервиса.
Риски от взаимодействия с искусственным разумом
Использование искусственного интеллекта в финансовом секторе влечет за собой ряд рисков, которые необходимо учитывать и которыми нужно уметь управлять. Во-первых, это этические риски. ИИ может унаследовать или усугубить существующие предвзятости в данных, что приведет к ошибочным подходам к определенной группе клиентов. Решения, принимаемые искусственным разумом, могут быть сложными для объяснения, вызывать вопросы в таких нравственных категориях, как доверие и справедливость.
В связи с этим стоит отметить возможное влияние искусственного интеллекта на рынок труда. Речь не только про его распространение, но и про повышение когнитивных способностей ИИ, что взаимосвязано между собой. Автоматизация и внедрение искусственного интеллекта могут привести к сильному сокращению и/или изменению структуры рабочих мест. Этот процесс так или иначе уже идет. Значительные изменения, вероятно, вызовут определенные социальные и экономические последствия. Например, может снизиться потребность в традиционных банковских служащих. Также стоит отметить, что спрос на новые навыки и квалификации может превышать предложение, что затруднит поиск нужных специалистов.
Не исключены технические сбои. Алгоритмы ИИ могут содержать ошибки или быть неправильно настроены, что приведет к неверным решениям или сбоям в системе. Уязвимости в ПО могут быть использованы для кибератак или кражи данных. Существуют риски, связанные с конфиденциальностью. Широкий сбор данных для обучения ИИ может нарушать конфиденциальность клиентов и привести к злоупотреблениям.
Также надо отметить риски операционного характера. Сильная зависимость от ИИ может сделать компании более уязвимыми к техническим сбоям или изменениям в технологиях. Автоматизированные автономные решения могут теоретически привести к потере контроля над некоторыми процессами. Как тут не вспомнить сюжет «Терминатора» – самого популярного фильма на тему искусственного интеллекта – и классическое оттуда: «И восстали машины…»
Для минимизации перечисленных рисков необходимы тщательное планирование, разработка и внедрение соответствующих мер по управлению рисками, а также постоянный мониторинг и адаптация процессов в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями.
Сценарии использования ИИ в будущем
В ближайшие 10–15 лет ИИ наверняка существенно трансформирует банковскую сферу, развитие получат текущие примеры использования ИИ, а также появятся новые. Например, более продвинутые чат-боты будут предоставлять круглосуточную поддержку клиентов, решать сложные вопросы и проводить транзакции.
Безусловно, усилится фрод-мониторинг – ИИ будет анализировать транзакции в режиме реального времени для выявления и предотвращения мошенничества. Также искусственный интеллект сможет еще эффективнее предотвращать киберугрозы, надежно защищать банковскую информацию. Более активно будет использоваться биометрическая аутентификация для защиты данных клиентов и проведения операций.
ИИ сможет оценивать кредитоспособность клиентов на основе множества факторов, включая поведение в сети и социальные данные. Усилится охват обрабатываемой информации и глубина анализа. Прогнозирование финансовых рисков и управление ими будут осуществляться с использованием продвинутых аналитических моделей. Искусственный интеллект дает более точные прогнозы и оценки рисков, оптимизирует инвестиционные стратегии и управление активами.
Улучшится операционная эффективность. Искусственный интеллект обеспечит предиктивное обслуживание оборудования, оптимизирует работу физических отделений банков. Будут разрабатываться новые финансовые продукты и линейки, совершенствоваться платежные системы, обработка транзакций, подготовка отчетности и т. д. Надо отметить и потенциальные рыночные изменения. Для повсеместного внедрения искусственного интеллекта усилится партнерство банков с финтех-компаниями, увеличится число совместных проектов и объем инвестиций.
ИИ изменит обслуживание клиентов
Наконец, главный потенциал искусственного интеллекта в этой сфере, на мой взгляд, заключается в обеспечении индивидуального подхода к каждому клиенту, сокращении дистанции между банком и человеком, создании условий для формирования френдли-экосистем на базе финансовых структур.
Взаимодействие будет основано на персонализированных рекомендациях клиентам и проактивном обслуживании. ИИ будет анализировать поведение людей и предлагать индивидуальные финансовые продукты и услуги, такие как кредиты, инвестиции и страховки. Умные роботизированные ассистенты смогут давать инвестиционные советы, адаптированные к индивидуальным потребностям и целям. Все это приведет к более качественному обслуживанию, повышению лояльности клиентов, финансовой грамотности граждан.
Таким образом, повсеместное внедрение искусственного интеллекта в финансовом секторе обеспечит более эффективные, безопасные и персонализированные услуги, одновременно изменяя рынок труда и стимулируя инновации.