Finversia-TV
×

Как меняться бизнесу в условиях закредитованности населения? A A= A+

20.07.2024

Высокие ставки и значительная закредитованность населения представляют вызов для развития российского бизнеса. Для того, чтобы на этот вызов эффективно ответить, предприятиям предстоит проделать работу по повышению эффективности.

По оценке Frank RG в июне 2024 года выдачи кредитов гражданам России достигли максимального значения с начала года, составив 1,7 трлн рублей, что на 14% больше, чем в мае 2024 года. Основной рост объема выдач кредитов был обусловлен сокращением программы льготного ипотечного кредитования с 1 июля 2024 года. В связи с чем суммы выдач в данном сегменте в июне 2024 года составила 777,2 млрд рублей, что выше показателей мая 2024 года на 44,1% и на 22,7% выше, чем в июне 2023 года. Доля сделок по льготным ипотечным программам в июне 2024 года достигла рекордного показателя за всю истории, составив 76%, рост по сравнению с декабрем и июнем 2023 года составил 15 и 39 п.п. соответственно. Наибольшим спросом во втором квартале 2024 года пользовались программы «Семейная ипотека» и «Господдержка».

Посмотрим теперь на рынок автокредитования. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года объем выданных кредитов на покупку автомобилей составил 924 млрд рублей, что более чем в 2 раза выше объема прошлого года за аналогичный период. Такой темп роста выдачи автокредитов можно объяснить эффектом низкой базы в связи с дефицитом новых автомобилей с начала 2023 года, а также значительным ростом цен на новые автомобили и постепенным повышением ростом кредитных ставок.

Основываясь на данных Банка России, в 1 квартале 2024 года ускорился и рост портфеля микрозаймов. Несмотря на регуляторные ограничения портфель микрозаймов по итогам 1 квартала 2024 года достиг 472 млрд рублей, что является самым высоким показателем с начала 2021 года. Темпы прироста составили 7% к предыдущему кварталу и 24% к аналогичному периоду прошлого года.

Уровень закредитованности россиян продолжает находиться на высоком уровне. Банк России сообщает, что количество граждан, имеющих кредиты по состоянию на начало 2024 года, превысило 50 млн человек, что составляет более 40% населения старше 16 лет.

С начала 2023 года в России наблюдается существенный рост внутреннего спроса в условиях ограниченных производственных мощностей и предложения труда, что усиливает перегрев экономики и ускоряет темпы инфляции.

Банк России сохраняет жесткие условия денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции на уровне 4%. В данный момент ключевая ставка составляет 16%, но по прогнозам аналитиков российских банков и брокерских компаний уже на следующем заседании ключевая ставка возрастет до 17-18%.

Увеличение ключевой ставки и сокращение программ льготного кредитования в совокупности с введением прогрессивной шкалы НДФЛ на фоне высокого уровня закредитованности населения ограничат дальнейшее расширение внутреннего потребительского спроса.

С точки зрения макроэкономики снижение внутреннего спроса может негативно отразиться на бизнесе российских компаний, нацеленных на внутренний рынок, поскольку они столкнутся с уменьшением выручки, что непосредственно окажет влияние на способность инвестировать в расширение и модернизацию производства. Наращивание производственных мощностей, как правило, требует длительного времени и высоких капитальных затрат. Инвестиции являются важным компонентом совокупного спроса и движущей силой экономического роста, но в условиях жесткой денежно-кредитной политики и снижения внутреннего спроса компании могут быть менее склонны к инвестированию из-за рисков.

Таким образом, высокий уровень закредитованности населения может привести к цепной реакции, отрицательно влияющей на экономическое развитие страны. По оценке ЕАБР, темпы прироста ВВП в ближайшие 3 года снизятся до 1-1,5%. Возврат к траектории сбалансированного роста ожидается в 2026 году. Опираясь на данный прогноз, компании могут разработать стратегии быстрого реагирования и планомерно начать внедрять изменения с целью адаптации к текущим условиям.

Текущие условия представляют значительный вызов для российского бизнеса. Для эффективного реагирования на этот вызов компаниям могут потребоваться меры по повышению операционной эффективности, разработке новых бизнес-моделей, освоению новых рынков и занятию новых ниш, выпуская на рынок новые продукты.

Ярким примером удачных решений является крупный российский ритейлер в сфере моды «Lamoda», делающий ставку на рост. С 2023 года компания активно развивается и инвестирует в рост ключевых направлений. «Lamoda» открыла собственную сеть офлайн-магазинов, продолжает расширять ассортимент в сфере fashion, направляет ресурсы на расширение географии присутствия в России и СНГ. За 2023 год чистый оборот вырос до 132,5 млрд рублей (+30% г/г), показатель EBITDA достиг 11,8 млрд рублей (+10% г/г).

Крупнейший в России каршеринговый оператор «Делимобиль» в 2023 году показал двузначные темпы роста выручки (33% г/г до 20,9 млрд рублей) и повысил показатель рентабельности до 31% за счет эффекта масштаба, роста эффективности ключевых бизнес-процессов, системного технологического развития и внедрения аналитики данных. Компания продолжает совершенствоваться и развивать уровень технологичности сервиса, за счет чего демонстрирует рост в 2024 году.

Дополнительным драйвером роста является расширение географии присутствия.

Эти примеры демонстрируют пути, которыми может идти бизнес для расширения. И хотя эти компании начинали не с нуля, эффективная стратегия и ее своевременная корректировка играют позитивную роль для компаний всех масштабов.

  • Эльдар Бабаев
  • Finversia

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »