Finversia-TV
×

Кризис на колесах A A= A+

26.05.2025

Почему продажи автомобилей и выдачи автокредитов катятся вниз. Что делать покупателям.

Продажи легковых автомашин в 2025 году ставят антирекорды. Согласно данным агентства «Автостат», по итогам января-апреля в России было продано 349 тыс. новых легковых машин, что на 25% меньше, чем в этом периоде прошлого года.

Эксперты авторынка выделяют сразу несколько причин такого серьезного падения продаж. Основная причина, конечно, высокие цены на новые автомобили. Не секрет, что регулярное повышение утильсбора и прочих платежей сделало ввозимые в Россию автомобили значительно дороже. Сыграло важную роль и снижение реальных доходов у части россиян. Большая часть новых автомобилей традиционно продается в кредит. Но высокие ставки по кредитам явно не способствуют повышению доступности машин.

Значительная часть потенциальных покупателей с наличием сбережений учла высокие ставки по банковским депозитам и облигациям компаний высокой степени надежности, решив, что сейчас не время для крупных покупок. А кое-кто вообще решил дождаться возможного возвращения на российский рынок привычных марок авто производителей из США и Евросоюза.

Еще одной важной причиной падения продаж в 2025 году стали высокие продажи прошлого года. В 2024 году во многом реализовался отложенный спрос россиян на автомобили. Покупатели приобретали машины с учетом скорого роста утильсбора и роста цен, а также опасаясь дальнейшего снижения курса рубля.

Из зарегистрированных в апреле 2025 года автомобилей 54% пришлось на машины китайских производителей, 33% – на российские авто и всего 13% – на прочих производителей – еще недавно популярные марки машин из Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США. Это ясно показывает, как сильно изменился российский авторынок за последние годы.

Автокредиты – важнейший драйвер продаж новых автомашин. Очень небольшая часть россиян может купить автомобиль за счет сбережений, просто сняв деньги с банковского депозита или продав часть своего портфеля ценных бумаг. Из-за роста цен даже при продаже старого автомобиля требуется солидная доплата для покупки нового. Это подтверждает и статистика – в январе-апреле 2025 года 66% новых автомашин были куплены в кредит.

Ведущую роль на рынке автокредитования играют крупнейшие универсальные банковские группы – Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка, Совкомбанка. Для крупных банков портфель автокредитов по привлекательности уступает лишь ипотечному портфелю. Ведь автокредит обеспечен залогом автомашины и страховкой. Это сильно снижает риски потери средств банком при возникновении финансовых или иных проблем у заемщика.

Однако в 2025 году автокредитование переживает мощный спад выдачи новых кредитов. Первый квартал 2025 года автокредитование закончило со спадом на 44% в сравнении с прошлым годом. В апреле ситуация не улучшилась – число выданных кредитов на 40%, а объем кредитования – на 45% меньше чем в прошлом году. Ставки по автокредитам в апреле были достаточно высокими – 13% годовых по кредитам на новые авто за счет действия различных льготных программ и 27% годовых по кредитам на авто с пробегом. Средний размер автокредита 1,3 млн. рублей, средний срок – 5,6 лет. В кредит в апреле было куплено 66% новых автомобилей и всего 7% подержанных машин.

Для такого торможения автокредитования есть несколько серьезных причин. Важнейшая – рост цен на автомашины. В результате многим российским семьям, у которых уже есть действующие кредиты, например ипотека, получить и обслуживать еще один кредит оказывается нелегко. Центробанк «побеспокоился» о закредитованных заемщиках, сделав для банков невыгодным выдачу кредитов россиянам, которые более 50% своего дохода уже тратят на погашение полученных кредитов. По комментариям банкиров, эта мера отсекает до 40% потенциальных получателей автокредитов. Центробанк постарался перекрыть еще одну лазейку для потенциальных покупателей автомашин – постзалоговые автокредиты. Этот вид кредитов представлял собой получение кредита наличными на покупку автомобиля с последующим оформлением этого автомобиля в качестве залога, что позволяло снизить процентную ставку до приемлемых значений.

Один из немногих вариантов получить автокредит на выгодных условиях – участие в льготных программах кредитования покупателей новых авто. Именно этим объясняется то, что средняя ставка по автокредитам на покупку новых автомобилей сейчас ниже ключевой ставки Центробанка и составляет 13%. Причем в некоторых случаях ставка будет еще ниже! Ведь автопроизводители из Китая нередко предлагают льготные субсидии покупателям своих автомобилей в кредит. Действует и ряд российских государственных льготных программ автокредитов для некоторых категорий россиян – семей с детьми, работников школ и больниц, инвалидов, военнослужащих. В этом случае государство компенсирует от 20% до 35% стоимости приобретаемого автомобиля. Актуальные условия действующих льготных госпрограмм лучше всего узнавать в банках и автосалонах, так как выделенные государством лимиты на некоторые программы могут заканчиваться досрочно.

Сможет ли наметившаяся тенденция падения продаж автомобилей и спроса на автокредиты измениться во втором полугодии 2025 год? Думаю – нет. По итогам 2025 года падение спроса на автомобили и как следствие – на автокредиты, скорее всего, составит от 15% до 25%. Этому есть несколько причин.

Важнейшая – высокие ставки по автокредитам без льгот. Даже в случае, если Центробанк снизит ключевую ставку во 2-м полугодии 2025 года на 1-2% годовых, это не сделает автокредиты на рыночных условиях более доступными. Банки будут снижать ставки по кредитам с задержкой, а некоторые покупатели вообще могут решить подождать с получением кредита до очередного снижения ставок.

Центробанк не намерен облегчать банкам кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Более того – с сентября 2025 года регулятор сделает банкам менее выгодными выдачу автокредитов на сумму более 200 тыс. рублей без подтверждения дохода заемщика официальными документами. Значительной части заемщиков по этой причине автокредиты станут недоступными. Кроме того, Центробанк еще с прошлого года ведет разговоры о возможном принятии единого стандарта автокредитования с целью пресечения недобросовестных практик навязывания услуг автосалонами при оформлении кредитов. Как это повлияет на доступность автокредитов – пока можно только гадать.

На серьезное расширение списка возможных участников льготных программ автокредитования в 2025 году вряд ли можно надеяться. Да, льготные кредиты по-прежнему будут доступны определенным категориям наших граждан, но далеко не всем россиянам.

Нередко россияне, планирующие покупку импортного автомобиля, задаются вопросом – ждать ли снижения цен на машины из-за произошедшего укрепления курса рубля? Думаю, вряд ли на скорое и серьезное снижение цен именно по этой причине можно рассчитывать. Ведь закуплены машины дилерами были еще по старому, более низкому курсу рубля. При этом автосалоны несут постоянные затраты на выплату зарплат сотрудникам и аренду помещений. А еще большинство крупных компаний в России пользуется банковскими кредитами, ставки по которым сейчас достаточно высоки. И чем больше падает объем продаж автомашин, тем все перечисленные выше расходы сильнее влияют на финансовое положение автодилеров.

К тому же мало кто сегодня предполагает, что нынешний курс рубля останется с нами хотя бы до конца 2025 года. Поэтому на серьезное падение цен автомашин из-за крепкого рубля вряд ли стоит рассчитывать. Однако если на складах дилеров скопилось много автомашин одной модели, то на нее могут быть предоставлены ощутимые для покупателей скидки. Но напрямую с курсом рубля это связано не будет.

А потенциальным покупателям автомобилей в кредит можно посоветовать тщательно оценить свои финансовые возможности с учетом затрат на последующее обслуживание и ремонт приобретаемого автомобиля. Тем, кто планирует продать машину через несколько лет и купить новую, полезно также учесть, насколько подешевеет за эти годы купленный автомобиль.

Сравните предложения ведущих банков, выдающих автокредиты. Это можно сделать, например, на финансовых маркетплейсах. Иногда покупка в кредит у банка-партнера автосалона дает дополнительную скидку. Учтите все расходы при оформлении автокредита, в первую очередь – на оформление страховки. Постарайтесь рассмотреть возможность участия в одной из программ господдержки, это может существенно снизить затраты на покупку нового автомобиля. Если у вас есть старый автомобиль, рассмотрите возможность его сдачи по программе трейд-ин. Это позволит получить дополнительную скидку на новую машину и сэкономить время на самостоятельной продаже старого автомобиля.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia

Корпоративные новости

Все новости »
Finversia-TV