Нужен ход конем A− A= A+
Вот уж действительно, ни два ни полтора. Рост российского ВВП по итогам уходящего года составит 1,6–1,8%, что вдвое ниже изначального прогноза: еще в январе темп 3,6% представлялся реальным. Это еще не рецессия, а «всего лишь» стагнация. Хотя прогноз по годовому промышленному приросту 0,7% уже показывает характерный для рецессии ноль, пусть и с символическим плюсом.
Российская экономика в течение года скатывалась темпами снежного кома с горы. Минэкономразвития дважды — в апреле и августе — понижало свой прогноз роста. При очередной корректировке в конце лета экономические чиновники еще возлагали надежды на III и IV кварталы. Однако чуда не состоялось: Росстат зафиксировал нулевой рост промышленного производства за 10 месяцев и 0,1% падения выпуска в октябре в годовом выражении. Сейчас ставка сделана на рост в ноябре–декабре. Основания для таких ожиданий имеются: Газпром сообщил о расширении своей инвестиционной программы на 320 миллиардов рублей, которые планирует «освоить» до конца года.
Так что визуально рост промышленного производства может быть зафиксирован. И убогий рекорд (на фоне «чистых» нулей трех кварталов) — 0,7% прироста за год — вполне может быть достигнут. Но содержательно — и тут нет иллюзий — за этим «достижением» будут стоять квазигосударственные средства. Хотя и на том спасибо. Министр экономического развития Алексей УЛЮКАЕВ, выступая в ноябре перед депутатами Госдумы, признал, что сейчас ситуация в экономике является худшей с момента мирового кризиса 2008 года.
Официальный пессимизм распространяется и на 2014 год: рост ВВП ожидается не выше 3,9% вместо ранее представлявшихся 6,6%. Впрочем, большинство независимых экспертов в следующем году и «трешку» роста с трудом видят.
На кредитах «с ветерком»
Экономические власти демонстрируют явную растерянность: представители ведомств озвучивают прогнозы один мрачнее другого, но внятной цельной программы по преодолению стагнации пока не представили. Эту официальную растерянность очень хочется отрезвить ехидным вопросом: «А чего бы вы хотели при таком-то управлении экономикой?»
В течение этого года правительство реагировало на сгущающиеся тучи спорадически. Из заметных антикризисных телодвижений припоминаются лишь неубедительные увещевания в адрес Банка России и коммерческих банков снизить ставки по кредитам (дискуссия ушла в песок) да перекраивание «по просьбам трудящихся» пенсионной системы (от одномоментного мухлежа с пенсионными накоплениями власти выиграли 240 миллиардов рублей, которые никаких глобальных проблем не решили, а доверие к системе подорвали). Из более осмысленных действий — замораживание тарифов электроэнергетики для предприятий. Ощутимого позитивного эффекта, как видим, тоже не состоялось. Возможно, он проявится с каким-то временным лагом.
Собственно, это все.
Прирост экономики в последние годы обеспечивался в основном ростом потребительского спроса, в значительной степени разогреваемого банковским кредитованием: как оседлали эту лошадку в середине нулевых, так на ней и ехали. Причем в последние три года «с ветерком», едва ли не быстрее, чем до кризиса: прирост банковского кредитования за 2011 год, по данным ЦБ, составил 35,9% (необеспеченных кредитов — 50,1%), за 2012 год — 39,5% и 53% соответственно.
Независимые эксперты сначала предупреждали, а потом уже кричали о перегреве сегмента. С термином «перегрев» спустя какое-то время стали соглашаться и чиновники, но смотрели на явление сквозь пальцы: лошадка везет экономику, ничего другого можно и не делать. Но и у этого тяжеловоза есть предел возможностей. Статистика 2013 года указывает на некоторое замедление темпов потребительского кредитования: за 10 месяцев прирост составил 30,1% (необеспеченных — 35,7% за девять месяцев). Статистика также указывает на критический уровень кредитной нагрузки относительно доходов населения: по данным ЦМАКП, в феврале этого года этот показатель составил 19,1%, что существенно выше уровня 2008 года (16,8%) — периода перед пиком неплатежей по кредитам. Естественным ограничителем роста потребления может стать и прогнозируемое МЭР сокращение оборота розничной торговли: в 2013 году он составит 4,2% вместо ожидавшихся 4,3%, в 2014 году — 3,9% вместо 4,9%.
Если же вопреки всему потребительский спрос за счет банковского кредитования продолжит разгон, то его следует тормознуть уже волевым начальственным усилием, утверждают специалисты. Слишком велик риск кризиса неплатежей. И если общую стагнацию «подкрепить» еще и банковским коллапсом — мало никому не покажется.
Загнанные лошадки
В период, пока правительство делало ставки на единственного фаворита — потребительский спрос, остальные «конюшни» пришли в упадок. Официальный прогноз по динамике инвестиций в основной капитал — одного из драйверов общего экономического роста — на текущий год снижен с ожидавшихся прежде 4,6 до 2,5% (которых пока нет), на 2014 год — с 6,6 до 3,9%.
Инвестиции мало того что показывают вялую динамику, так еще и распределяются крайне неравномерно — поступают исключительно в крупные сырьевые и инфраструктурные сектора. Обрабатывающая промышленность инвестиций практически не видит, этот показатель почти по всем отраслям сегмента остается существенно ниже докризисного уровня. Так, в сельском хозяйстве и металлургии темпы прироста инвестиций в 2012 году относительно 2011 года оказались отрицательными — минус 7,2%, в строительстве — минус 20%, в сфере производства изделий из кожи и обуви — минус 37%.
Понятно, что без инвестиций оказалась невозможна и модернизация производства. Лозунгом этой самой модернизации поразмахивали какое-то время (как и лозунгами инвестиций и прочих инноваций), да и запихали по-тихому в сундук весьма потрепанное полотнище. Какая такая модернизация? По данным ЦМАКП, недавно введенными (и еще не факт, что современными) мощностями располагает весьма ограниченный круг производств, в основном в пищевой и сборочной отраслях. Средний возраст загруженных мощностей в 2011 году колебался от 5,4 года (производство аппаратуры для радио, телевидения и связи) до 20 лет (производство фармацевтической продукции).
Как видно из динамики инвестиций и данных по модернизации, «визуальная», статистическая стагнация в экономике не началась парой лет раньше только «благодаря» перегреву в секторе потребления. Но вот Боливар не вынес… На старых станках и без инвестиций промышленное производство выдало реально нулевой рост.
Соответственно, совокупный финансовый результат предприятий оказался ниже прошлогоднего, тоже не блестящего: по данным Росстата, за январь–сентябрь всего 83,3% от уровня аналогичного периода 2012 года (в сельском хозяйстве — 50%, в обработке — 68,3%). Естественно, снизился и объем налоговых поступлений в бюджет. Что в сочетании с некоторым замедлением экспорта (в стоимостном выражении) привело к образованию дефицита федерального бюджета. Пока, к счастью, не критичного. Но при сохранении тенденции бреши будут расширяться.
В более критическом состоянии оказались региональные бюджеты. По данным Росстата, по итогам первого полугодия 2013 года в минус вышли 15 из 18 бюджетов субъектов в Центральном федеральном округе (в плюсе — только Москва, Московская и Тульская области), 8 из 11 — в Северо-Западном, 4 из 6 — в Южном, 11 из 14 — в Приволжском, 3 из 6 — в Уральском, 8 из 12 — в Сибирском, 6 из 9 в — Дальневосточном. (Идеальная картина только в Северо-Кавказском округе: бюджеты всех семи субъектов в плюсе.) Региональные власти, в чьей компетенции обслуживание «социалки», вынуждены латать бюджетные дыры путем заимствований. В результате объем долга субъектов Федерации с 2007 года практически удвоился. Уровень долговой нагрузки некоторых регионов просто брутален — превышает 50% доходов. Добром это может не кончиться.
Пол-лошади Мюнхгаузена
Вопрос в том, как из этой трясины выбираться.
Заявления властей, похожие на программные, появились в начале ноября. Речь об инвестировании средств Фонда национального благосостояния. Сейчас его объем составляет 2,845 триллиона рублей. По правилам фонда, инвестировать можно не более 40%.
На уровне разговоров идея звучала и раньше. Сейчас, похоже, все идет к ее реализации. На совещании в Ново-Огареве президент Владимир ПУТИН подтвердил, что часть фонда будет инвестирована в крупные инфраструктурные, прежде всего транспортные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа, строительство центральной кольцевой автодороги. Президент также предложил правительству рассмотреть проекты развития Московского авиаузла, укрепление потенциала Сибири и Дальнего Востока.
Идея понятна. Экономику, инвестиционный спрос надо подтолкнуть и ресурсами, и перспективными проектами. На частные инвестиции сейчас рассчитывать не приходится: по уточненному в августе прогнозу МЭР, отток капитала в 2013 году удвоится против предварительных ожиданий — с $35 миллиардов до $70 миллиардов. По некоторым экспертным оценкам, сумма окажется еще выше — около $80 миллиардов. Поэтому очевидно, что без государственных инвестиций, хоть это лекарство и имеет массу побочных эффектов, на данном этапе не обойтись.
Вопрос в эффективности расходования средств. (Речь даже не о банальном разворовывании.) Подобный метод лечения уже применяли в 2008–2009 годах. И для решения краткосрочных задач он оказался эффективен: банковский кризис был погашен на довольно ранней стадии, госзаказы запустили производство. Но вот долгосрочной ремиссии такой курс не обеспечил. И это непростительно с точки зрения соотношения «затраченная сумма — результат». По идее, эффект от подобных вливаний должен сказываться годами — при выполнении, конечно, других системных действий, сопряженных с масштабными госинвестициями. Иначе это попытка напоить пол-лошади Мюнхгаузена, в которую сколько воды ни вливай — она не утолит жажду, потому что все тут же выливается и уходит в песок.
Один из российских экономистов как-то мрачновато пошутил: если рыть тоннель от Москвы до Бомбея, то это тоже будет способствовать росту ВВП. То есть вопрос не только в стимулировании абстрактного инвестиционного спроса, что можно осуществить даже с помощью идиотского «от Москвы до Бомбея», а в максимально точном выборе объектов инвестирования — чтобы они действительно оказались локомотивами дальнего следования. Чтобы масштабнейший вброс госинвестиций не пошел в адрес бедной пол-лошади.
Марина ТАЛЬСКАЯ