Finversia-TV
×

Тормозить нельзя расти A A= A+

12.03.2014

«Генеральная» линия регулятора в отношении потребительского кредитования определилась ещё в прошлом году: темпы его развития хотят остудить, чтобы не допустить перегрева. Банк России целенаправленно ужесточал нормативы для розничных кредиторов.

Часть банков административным увещеваниям вняла и начала сокращать свой розничный кредитный портфель, иногда — весьма радикально. Но некоторые банки, напротив, продолжили наращивать потенциал в этом сегменте.

В рамках совместного проекта с рейтинговым агентством «Эксперт РА» журнал «БДМ» выявил и лидеров, и аутсайдеров этого рынка (в исследование попали только те банки, у которых на кредиты физическим лицам приходится более 20% совокупного кредитного портфеля). Самые активные в этом сегменте банки мы попросили назвать основные драйверы их роста.

процент

Азиатско-Тихоокеанский банк: плюс 75,6%

НепомнящийАлександр НЕПОМНЯЩИЙ

Заместитель председателя правления

В 2013 году мы открывали новые отделения в городах тех регионов, где уже присутствуем, в другие регионы не заходили, то есть активно развивали бизнес на территории присутствия. Сейчас филиальная сеть — больше 300 офисов. Заметный прорыв произошёл в потребительском кредитовании в Кемеровской области, недавно вошедшей в наш «ареал обитания». Надеемся, что в 2014 году у нас такой же рывок будет в Алтайском крае и Свердловской области. Но при этом нельзя сказать, что именно Кемерово дало нам такой большой прирост по кредитному портфелю. Всё-таки это общий показатель по банку в целом.

Мы не выводили на рынок совершенно новые продукты или каналы продаж. В основном наши результаты были достигнуты за счёт повышения эффективности по уже существующим продуктам, формам их продвижения и способам привлечения клиентов.

Я бы выделил три фактора, которые дали основной эффект. Первый — повышение эффективности канала продаж, такого как колл-центр. Благодаря ему мы существенно нарастили объём принимаемых заявок через сайт и по телефону, привлекли большое количество клиентов, которые, даже не оформив заявку, обратились после общения с оператором в отделение нашего банка. Второй — отладка системы администрирования. Как раз в 2013 году АТБ далеко продвинулся в администрировании продаж, окончательно сформировав штат управляющих директоров, которые занимаются этим направлением в регионах. Третий — хорошая реклама. У нас была запущена эффективная рекламная кампания по кредитной карте «Морская капуста» с приглашением celebrity — Ильи Лагутенко. И летом, когда обычно активность клиентов по получению потребительских кредитов снижается, мы преодолели этот «ленивый» период и не потеряли в продажах. Карту «Морская капуста» мы позиционировали как кредитную карту для отдыха и отпуска. И это сработало!

Связь-Банк: плюс 64%

ОлейникОльга ОЛЕЙНИК

Заместитель председателя правления Связь-Банка

По итогам 2013 года наибольшую часть розничного кредитного портфеля банка составили кредиты по программе «Военная ипотека» (43%), ипотечные кредиты (34%) и нецелевые кредиты (20%). Основу кредитных операций банка с частными клиентами составляют низкорисковые жилищные кредиты: доля ипотеки занимает около 70% от объёма розничного ссудного портфеля. В 2013 году Связь-Банк выдал более 8,8 тысяч ипотечных кредитов на сумму свыше 17,9 миллиарда рублей. По итогам 2013 года на долю Связь-Банка приходится около 18% рынка военной ипотеки в России: только в IV квартале банк выдал почти 3 миллиарда рублей (3 место, по данным ФГКУ «Росвоенипотека»).

В 2013 году банк запустил ряд принципиально новых кредитных продуктов, что оказало влияние на рост его кредитного портфеля и укрепление позиций на розничном рынке. В I квартале банк приступил к выдаче военной ипотеки на покупку квартир в новостройках, во втором — возобновил выдачу кредита по продукту «Большие залоговые кредиты» под залог жилой и коммерческой недвижимости, значительно увеличив количество компаний-застройщиков — партнёров по ипотечной программе «Новостройка» в Москве и других регионах России. Также были снижены процентные ставки по ипотечным программам на покупку жилой недвижимости как на первичном, так и на вторичном рынках. Совсем недавно банк понизил минимальную и повысил максимальную возрастные планки для заёмщиков по ипотечным кредитам.

Банк продолжил развивать не только ипотечное, но и нецелевое потребительское кредитование. Объём выдачи потребительских кредитов за 2013 год составил 7,6 миллиарда рублей (за 2012-й — 4,3 миллиарда), то есть темпы роста составили 77%. Наиболее популярный продукт среди линейки потребительских кредитов — классический нецелевой кредит без обеспечения.

Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) плюс 71,6%

ОвчинниковАлексей ОВЧИННИКОВ

Вице-президент, директор департамента розничных услуг

Высокий прирост кредитного портфеля нам удалось обеспечить, в первую очередь, за счёт значительного расширения офисной сети: в 2013 году она увеличилась на 30%, и на 1 января нынешнего года насчитывала 519 отделений разных форматов — «лёгких», расположенных в торгово-развлекательных центрах, и полноформатных офисов. Вторая причина — корректировка кредитной политики: мы отказались от кредитов с повышенными рисками, которые выдавали при предоставлении только паспорта, в пользу продуктов, ориентированных на более качественных заёмщиков, — с прошлого года у нас реализуется программа, рассчитанная на лояльных клиентов. Это дало высокий рост объёма кредитного портфеля при снижающейся доле просроченной задолженности. В прошлом году мы более активно развивали и дистанционные каналы продаж кредитных продуктов, в итоге в этом сегменте зафиксировали неплохой рост.

Драйвер роста — беззалоговый кредит «Открытый», для получения которого необходимы документ, удостоверяющий личность, и справка 2-НДФЛ или по форме банка.

Фольксваген Банк РУС: плюс 1304,3%

БрадлерТорстен БРАДЛЕР

Руководитель департамента по развитию бизнеса

Для Фольксваген Банк РУС 2013 год стал рекордным с точки зрения роста объёмов кредитования. И это притом, что банк занимается только одним видом кредитования — финансированием покупки автомобилей для тех клиентов, которые выбирают автомобили концерна «Фольксваген». Сейчас это легковые и коммерческие автомобили «Фольксваген», «Ауди», «Шкода» и «Сеат». Несмотря на такой узкий целевой сегмент покупателей, объём выданных банком кредитов в 2013 году вырос в 8 раз по сравнению с 2012 годом. Основными двигателями такого роста стали: запуск специальных предложений под отдельные модели брендов, а также успешное участие в программе государственного льготного автокредитования. По её итогам Фольксваген Банк РУС вошёл в Топ-10 банков по количеству выданных льготных автокредитов — 5,1%. Кэптивный банк как никто другой знает и понимает профиль потенциального клиента, поэтому он может очень точно сформировать свои предложения, на 100% «попадая» в потребности клиента.

процент 2

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »