В начале было слово A− A= A+
Главный редактор информационного агентства Bankir.Ru
Двадцать лет в сегодняшней российской экономической действительности — это очень много. Вполне сравнимо с тем сроком, который на заре перестройки пессимисты считали необходимым для успеха России в рынке, — смена поколения. Поколение сменилось. А воз и ныне там?
«До стольких не живут» — примерно так говорят о бизнесах в России, если тем исполняется два десятилетия. Не живут по нескольким причинам. Вернее — по двум. Первая — не дают. Вторая — не хотят. Государство не может или до сих пор не хочет создать бизнесу условия, при котором он является константой, а не переменной общественной жизни. Предприниматели не готовы поверить в перспективы и, коль не закрылись под давлением извне, закрывают бизнес, потому что дело, то есть деньги, сделано. Зачем что-то ещё?
Именно поэтому: воз и ныне там. Но — не весь. Кое-что изменилось. Качество сервиса. Технологичность бизнеса. Масштабы проектов. И — прозрачность.
Российский банкинг прошёл за эти же 20 лет гигантский путь. Причём — весьма извилистый. От кэптивного банкинга и схем с ГКО до поголовного внедрения карт, ритейловой революции, кредитного бума. С поправкой на кризисы, обострения взаимоотношений с государством и денежные «качели».
Одним из несомненных изменений стало то, что российский банкинг стал довольно публичным и довольно прозрачным. Рискую вызвать усмешку скептика, понимающего, какое обилие «скелетов в шкафу» таит в себе практически любой российский банк, но если сравнивать с 1990-ми — банки прозрачны, как слеза слегка простуженного младенца.
Современный российский банкир — gomo publicus, человек, рассуждающий публично и, насколько это возможно, искренне — как о бизнесе, так и его взаимоотношениях с обществом и государством, причём с пониманием того, что отношения с обществом становятся для бизнеса всё более важными (к сожалению, более важными остаются и отношения с государством). Словосочетание «коммерческая тайна», в отличие от 1990-х, почти сошло на нет: настоящий бизнес может быть тайной не более, чем меню в ресторане или список депозитов в банке.
Возник и диалог. И в создании такого диалога огромную роль сыграли бизнес-СМИ — первые банковские издания, начинавшие 20 лет назад. Такие как БДМ. Именно они стали первыми площадками диалога банкиров — между собой, с государством, с обществом. Именно они, по сути, учили его говорить, выражать свои мысли и при этом не стесняться это делать. Именно они в критичные моменты стали площадками, где зачастую ставился диагноз. И даже если диагноз был отлично известен участникам событий — должен был находиться тот самый мальчик, который скажет то, что не к лицу придворным: «А король-то голый!»
Боюсь, что сами банкиры вряд ли оценят банковские журналы как своих учителей публичности и логики. Это естественно: научившись, человек часто забывает учителей, ему кажется, что он всегда мог это сам. Но кто помнит банкинг 1990-х — отлично знает: было не так. И долгий путь понадобился, чтобы пройти путь к пониманию того, что в начале было слово.
Журнал «Банки и деловой мир» прошёл этот путь с честью, оставаясь площадкой, стоящей над сиюминутностью и конъюнктурой. Он говорил о том, что зреет внутри финансового рынка, о том, что влияет или может повлиять на него, о том, какими путями будет развиваться финансовый рынок в будущем. Остаётся надеяться, что этот разговор продолжится и в будущем.
Сегодня банковским изданиям нелегко. Спешка, Сеть… Оперативность стала важнее вдумчивости, срочность — обстоятельности. Рынок — сложный, банкинг — проблемный. Да и внешние обстоятельства… Но вряд ли всё это перечеркнёт окончательно ценность слова. В конце концов, как справедливо заметил Френсис БЭКОН, «чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным».
Bankir.Ru поздравляет журнал «Банки и деловой мир» с 20-летием.