Слово главному редактору. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир" №8 августа 2015 A− A= A+
В процессе обдумывания темы этого номера нас обуяли некоторые сомнения: вроде бы не время для розницы — падает спрос на всё и вся, падают банки с отнятыми лицензиями, да и прошлый декабрь ещё памятен. Это с одной стороны. Но с другой — жизнь продолжается, мы постепенно адаптируемся к этой самой новой реальности, обучаясь жить по средствам, — может быть, чуть скромнее, чем привыкли за «тучные» годы, без фуа-гра и итальянского пармезана, но, право же, не голодаем… Да и на гаджеты хватает.
То есть спрос всё-таки восстанавливается, просто на другом, обдуманном уровне. Всё реже встречается заманчивая реклама кредитов «под один паспорт», как-то незаметно стали скромнее ставки по вкладам (ну, тут и регулятор помог, погрозив пальчиком и приняв нужные документы), и банкам приходится завлекать клиентов тем, о чём мы говорим едва ли не с момента возникновения новой банковской системы, — содержанием и качеством сервиса.
Любопытная деталь: сразу несколько респондентов, ответивших на вопросы нашей анкеты, признались, что сократили и упростили продуктовую линейку. Или не собираются её усложнять. И это — не от «бедности», а, если хотите, от мудрости и наработанного опыта, пришедшего понимания рынка. А рынок, то бишь клиент, не желает изображать буриданова осла, разрывающегося между двумя охапками сена. Клиент хочет ясности. Чтобы ему объяснили, почему, например, ему выгоднее положить деньги на «длинный» депозит, чем на трёхмесячный. И точно знать, сколько денег ему придётся выкладывать каждый месяц за обслуживание кредита. Да, встречаются и «профессиональные» вкладчики, и любители грейс-периодов, но в целом клиент не хочет обманывать банк, однако не желает и стать жертвой банковского произвола и собственной финансовой малограмотности.
Стало общим местом говорить о доверии населения к банкам. Только доверие — дело взаимное. Если продавец не обвешивает и не обсчитывает, нормальному покупателю в голову не придёт пересчитывать сдачу. А что такое пресловутые «условия мелким шрифтом» (каким бы шрифтом они ни были напечатаны), как не желание, извините, надуть невнимательного или непонятливого клиента?
Конечно, я далека от того, чтобы надеяться, будто новая реальность заставит банки и клиентов мигом перестроиться на обоюдное доверие и взаимную честность. Но когда-то надо начинать. Так почему не сегодня?
Людмила КОВАЛЕНКО